Творчество Солженицына А.И. (конспект лекции)
1. Характеристика творчества А.И. Солженицына 2. Первые публикации 3. "В круге первом" 4. "Архипелаг ГУЛАГ" 1. Характеристика творчества А.И. СолженицынаАлександр Исаевич Солженицын родился в 1918 году и пришел в литературу уже со сформировавшейся литературной и общественной позицией. Для его литературного творчества характерно следующее: ✓ оно тесно связано с мировоззрением и жизненными обстоятельствами автора, среди которых важное место занимают Великая Отечественная война и восемь лет лагерей и тюрем; ✓ направлено на жесткую критику тоталитарного режима СССР; ✓ тяготеет к развитию в произведениях полемики по различной тематике. Творческая и литературная позиция Солженицына такова: ✓ снижение политизированности произведений; ✓ отсутствие резкой противопоставленности искусству и литературе соцреализма; ✓ развитие учительного, проповеднического пафоса; ✓ экспериментирование с различными гранями искусства и литературы, публицистики и исторической науки, что иногда приводит автора к новым открытиям в эстетике и поэтике, а иногда - к творческим неудачам. 2. Первые публикацииЗнакомство советского читателя с творчеством Солженицына началось с публикации в журнале "Новый мир" рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962 г.) и "Матренин двор" (1963 г.). Для обоих рассказов характерно следующее: ✓ они написаны автором в 1959 г.; ✓ главными героями являются простые люди, которые рисуются автором как хранители духовных святынь, что соответствует чертам сформировавшегося к 1960-м гг. жанру монументального рассказа, начало которого было положено в произведении Шолохова "Судьба человека"; ✓ осмысляют феномен "простого советского человека"; ✓ исследуют мироустройство в свете общечеловеческих ценностей через осмысление места и роли в этом мире духовного опыта простого среднего человека. "Матренин двор" тяготеет к одному из высоких жанров русской литературы - житию: ✓ описание праведности Матрены, состоявшей в том, что она не гналась за обогащением и прибылью, а могла помочь людям бесплатно и, претерпевая муки, совершала праведные дела в пределах обыкновенного колхозного быта; ✓ жизнь героини соотносится с жизнью святой великомученицы — ее не признавали и не уважали односельчане; ✓ присутствует внутренне тревожное нервозное состояние, которое создается за счет бытовых таинственных происшествий, и эта тревожность сходна с таинственностью, присущей агиографическому стилю; ✓ ведение повествования и описание героини от лица рассказчика, который обеспечивает объективную оценку. "Один день Ивана Денисовича" является следующим шагом автора на пути освоения и раскрытия проблемы простого человека: ✓ героем также является простой человек с его простой обыденной жизнью — заключенный, отбывающий срок в ГУЛАГе; ✓ герой отличается от Матрены тем, что не может быть назван святым, так как вмещает в себя разные качества — и дурные и хорошие, является и мудрым и местами глупым; ✓ в рассказе описывается жизнь Ивана Денисовича в лагере - он притерпелся к такому существованию, и это, по мнению автора, лишено высокого морального ореола; ✓ в отличие от "Матрениного двора", отсутствует рассказчик, который бы мог, наблюдая за героями, дать объективную оценку его личности и нравственности, поэтому оценка мира и реальности, представленная в рассказе, зависит от характера и качеств самого героя. 3. "В круге первом"Произведение Солженицына "В круге первом" написано в 1955—1958 гг., в 1964 г. искажено по требованию цензуры, а в 1968 г. восстановлено. Основные отличительные особенности романа: ✓ во многом основан на традиции классического реализма, но не исчерпывается этим: он пропитан острой полемикой с передовым литературным методом того времени — соцреализмом; ✓ близок традиции классического русского романа следующими чертами: • большое количество персонажей; • множество сюжетных ответвлений; • использование пространственных площадок (тюремная комната свиданий, спальня Сталина); • многочисленные экскурсы в прошлое (дореволюционная Россия, Гражданская война, 30-е гг., Отечественная война); • неспешность речи и диалогов; • обстоятельные комментарии автора; ✓ отличается от современных автору романов следующими чертами: • строгая и компактная композиция; • все фигуры выстроены в точную систему; • сюжет основан на острой детективной интриге; • уплотненное время; ✓ является принципиально антисоцреалистическим произведением, в качестве модели всего советского общества представлена тюрьма; ✓ автор рассматривает и исследует понятие внутренней свободы, под которой он понимает "способность к действиям, не зависящим от внешних пут"; ✓ все сюжетные линии и конфликты романа развиваются вокруг интеллектуальных споров героев, составляющих интеллектуальное ядро романа. Полемизм творчества автора развивается в романе "В круге первом" в трех направлениях: ✓ с производственным романом: • за основу берется структура именно этого вида романа (изображается индустриальное производство); • присущая традиционному производственному роману иерархия эстетических ценностей полностью переворачивается (производство, закрытый научный институт, делает особый продукт - инструменты сыска и тайного надзора); ✓ в интеллектуальном плане - спор между историческими концепциями, вырабатывающими разные версии исторической судьбы России XX в.; носителями этих концепций являются три центральных персонажа — Нержин, Сологдин и Рубин; ✓ с социалистическим реализмом: автор не до конца преодолевает в романе традиции и принципы этого метода художественного отражения реальности, а скорее обновляет его путем совмещения и сближения эстетических принципов соцреализма с романтическими традициями, — прежде всего с традициями духовной и религиозной эстетики, что и составляет художественное своеобразие романа. 4. "Архипелаг ГУЛАГ"Произведение Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" включает в себя три тома, последний из которых был завершен в 1968 г. Основные отличительные особенности романа: ✓ он является творческим экспериментом автора, в котором им была предпринята попытка создать такое художественное произведение, которое бы одновременно осуществляло эстетические и познавательные функции; ✓ в жанровом отношении назван самим автором "опытом художественного исследования"; ✓ тесно связан с политической борьбой, публицистичен; ✓ синхронизируется с новыми веяниями литературного процесса рубежа 1960- 1970-х гг., суть которых заключается в следующем: • отрицание вымышленной литературы (беллетристики); • стремление к созданию литературы настоящей, "невыдуманной"; • появление оригинальных художественно-публицистических произведений; • интерес к теоретическим проблемам документальности в литературоведении и критике; • выдвижение на первое место вопроса о художественном потенциале документального произведения; • стремление к синтезу искусства и истории; ✓ вызвал широкий общественный резонанс как в России, так и на Западе, и получил славу обвинительного акта всем политическим режимам; ✓ главный вопрос, который поднимает автор: что делает ГУЛАГ с человеческой душой и волей; эта тема проходит через все семь частей, несмотря на то, что непосредственно рассматривается и исследуется только в четвертой части; ✓ имеет не совсем отлаженную и чуткую художественную сущность: линия автора, цементирующая логику сюжетного развития художественного произведения, не совсем четко прослеживается в романе, и там, где он как персонаж перестает существовать, его место занимает комментатор-публицист, в связи с чем расшатывается эстетическое единство произведения. Популярность романа "Архипелаг ГУЛАГ" в нашей стране и за ее пределами объясняется следующим: ✓ содержит в себе большой фактический материал, основанный на свидетельствах и биографиях 227 бывших узников лагеря; ✓ назван "энциклопедией советской каторги", так как дает систематический обзор преступлений правящего в СССР режима против своего народа, куда вошла история массовых репрессий 1921 — 1948 гг., история различных судебных процессов, обозрение всех разновидностей карательных учреждений СССР и т. д.; ✓ наносит сокрушительный удар по всей советской мифологии, открывая ужасные по своей жестокости и правдивости картины лагерной жизни заключенных; ✓ вызывает сильную эмоциональную реакцию, основанную на реальности фактов и документов и таланте автора, который мастерски описал и изобразил реальность ГУЛАГа, ломавшего человеческие судьбы и уносившего человеческие жизни. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13481
| |