Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Солженицын А.И.

Творчество Солженицына А.И. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Характеристика творчества А.И. Солженицына

2. Первые публикации

3. "В круге первом"

4. "Архипелаг ГУЛАГ"

1. Характеристика творчества А.И. Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году и пришел в литературу уже со сформировавшейся литературной и общественной позицией. Для его литературного творчества характерно следующее:

      оно тесно связано с мировоззрением и жизненными обстоятельствами автора, среди которых важное место занимают Великая Отечественная война и восемь лет лагерей и тюрем;

      направлено на жесткую критику тоталитарного режима СССР;

      тяготеет к развитию в произведениях полемики по различной тематике.

Творческая и литературная позиция Солженицына такова:

      снижение политизированности произведений;

      отсутствие резкой противопоставленности искусству и литературе соцреализма;

      развитие учительного, проповеднического пафоса;

      экспериментирование с различными гранями искусства и литературы, публицистики и исторической науки, что иногда приводит автора к новым открытиям в эстетике и поэтике, а иногда - к творческим неудачам.

2. Первые публикации

Знакомство советского читателя с творчеством Солженицына началось с публикации в журнале "Новый мир" рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962 г.) и "Матренин двор" (1963 г.). Для обоих рассказов характерно следующее:

      они написаны автором в 1959 г.;

      главными героями являются простые люди, которые рисуются автором как хранители духовных святынь, что соответствует чертам сформировавшегося к 1960-м гг. жанру монументального рассказа, начало которого было положено в произведении Шолохова "Судьба человека";

      осмысляют феномен "простого советского человека";

      исследуют мироустройство в свете общечеловеческих ценностей через осмысление места и роли в этом мире духовного опыта простого среднего человека.

"Матренин двор" тяготеет к одному из высоких жанров русской литературы - житию:

      описание праведности Матрены, состоявшей в том, что она не гналась за обогащением и прибылью, а могла помочь людям бесплатно и, претерпевая муки, совершала праведные дела в пределах обыкновенного колхозного быта;

      жизнь героини соотносится с жизнью святой великомученицы — ее не признавали и не уважали односельчане;

      присутствует внутренне тревожное нервозное состояние, которое создается за счет бытовых таинственных происшествий, и эта тревожность сходна с таинственностью, присущей агиографическому стилю;

      ведение повествования и описание героини от лица рассказчика, который обеспечивает объективную оценку.

"Один день Ивана Денисовича" является следующим шагом автора на пути освоения и раскрытия проблемы простого человека:

      героем также является простой человек с его простой обыденной жизнью — заключенный, отбывающий срок в ГУЛАГе;

      герой отличается от Матрены тем, что не может быть назван святым, так как вмещает в себя разные качества — и дурные и хорошие, является и мудрым и местами глупым;

      в рассказе описывается жизнь Ивана Денисовича в лагере - он притерпелся к такому существованию, и это, по мнению автора, лишено высокого морального ореола;

      в отличие от "Матрениного двора", отсутствует рассказчик, который бы мог, наблюдая за героями, дать объективную оценку его личности и нравственности, поэтому оценка мира и реальности, представленная в рассказе, зависит от характера и качеств самого героя.

3. "В круге первом"

Произведение Солженицына "В круге первом" написано в 1955—1958 гг., в 1964 г. искажено по требованию цензуры, а в 1968 г. восстановлено.

Основные отличительные особенности романа:

      во многом основан на традиции классического реализма, но не исчерпывается этим: он пропитан острой полемикой с передовым литературным методом того времени — соцреализмом;

      близок традиции классического русского романа следующими чертами:

•        большое количество персонажей;

•        множество сюжетных ответвлений;

•        использование пространственных площадок (тюремная комната свиданий, спальня Сталина);

•        многочисленные экскурсы в прошлое (дореволюционная Россия, Гражданская война, 30-е гг., Отечественная война);

•        неспешность речи и диалогов;

•        обстоятельные комментарии автора;

      отличается от современных автору романов следующими чертами:

•        строгая и компактная композиция;

•        все фигуры выстроены в точную систему;

•        сюжет основан на острой детективной интриге;

•        уплотненное время;

      является принципиально антисоцреалистическим произведением, в качестве модели всего советского общества представлена тюрьма;

      автор рассматривает и исследует понятие внутренней свободы, под которой он понимает "способность к действиям, не зависящим от внешних пут";

      все сюжетные линии и конфликты романа развиваются вокруг интеллектуальных споров героев, составляющих интеллектуальное ядро романа.

Полемизм творчества автора развивается в романе "В круге первом" в трех направлениях:

      с производственным романом:

•        за основу берется структура именно этого вида романа (изображается индустриальное производство);

•        присущая традиционному производственному роману иерархия эстетических ценностей полностью переворачивается (производство, закрытый научный институт, делает особый продукт - инструменты сыска и тайного надзора);

      в интеллектуальном плане - спор между историческими концепциями, вырабатывающими разные версии исторической судьбы России XX в.; носителями этих концепций являются три центральных персонажа — Нержин, Сологдин и Рубин;

      с социалистическим реализмом: автор не до конца преодолевает в романе традиции и принципы этого метода художественного отражения реальности, а скорее обновляет его путем совмещения и сближения эстетических принципов соцреализма с романтическими традициями, — прежде всего с традициями духовной и религиозной эстетики, что и составляет художественное своеобразие романа.

4. "Архипелаг ГУЛАГ"

Произведение Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" включает в себя три тома, последний из которых был завершен в 1968 г.

Основные отличительные особенности романа:

      он является творческим экспериментом автора, в котором им была предпринята попытка создать такое художественное произведение, которое бы одновременно осуществляло эстетические и познавательные функции;

      в жанровом отношении назван самим автором "опытом художественного исследования";

      тесно связан с политической борьбой, публицистичен;

      синхронизируется с новыми веяниями литературного процесса рубежа 1960- 1970-х гг., суть которых заключается в следующем:

•        отрицание вымышленной литературы (беллетристики);

•        стремление к созданию литературы настоящей, "невыдуманной";

•        появление оригинальных художественно-публицистических произведений;

•        интерес к теоретическим проблемам документальности в литературоведении и критике;

•        выдвижение на первое место вопроса о художественном потенциале документального произведения;

•        стремление к синтезу искусства и истории;

      вызвал широкий общественный резонанс как в России, так и на Западе, и получил славу обвинительного акта всем политическим режимам;

      главный вопрос, который поднимает автор: что делает ГУЛАГ с человеческой душой и волей; эта тема проходит через все семь частей, несмотря на то, что непосредственно рассматривается и исследуется только в четвертой части;

      имеет не совсем отлаженную и чуткую художественную сущность: линия автора, цементирующая логику сюжетного развития художественного произведения, не совсем четко прослеживается в романе, и там, где он как персонаж перестает существовать, его место занимает комментатор-публицист, в связи с чем расшатывается эстетическое единство произведения.

Популярность романа "Архипелаг ГУЛАГ" в нашей стране и за ее пределами объясняется следующим:

      содержит в себе большой фактический материал, основанный на свидетельствах и биографиях 227 бывших узников лагеря;

      назван "энциклопедией советской каторги", так как дает систематический обзор преступлений правящего в СССР режима против своего народа, куда вошла история массовых репрессий 1921 — 1948 гг., история различных судебных процессов, обозрение всех разновидностей карательных учреждений СССР и т. д.;

      наносит сокрушительный удар по всей советской мифологии, открывая ужасные по своей жестокости и правдивости картины лагерной жизни заключенных;

      вызывает сильную эмоциональную реакцию, основанную на реальности фактов и документов и таланте автора, который мастерски описал и изобразил реальность ГУЛАГа, ломавшего человеческие судьбы и уносившего человеческие жизни.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13481