Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Солженицын А.И.

Анализ рассказа "Матренин двор" Солженицына А.И. (2 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

Повествование ведется от первого лица: учитель Игнатич приехал на работу. Оказавшись на станции "Торфопродукт", он никак не может понять смысл названия. Рассказчик подробно описывает станцию, воспроизводя все надписи и объявления. Так воссоздается атмосфера жизни, облик времени, в которое вписана судьба Матрены и ее постояльца.

Глубокий замысел рассказа и его концепция, авторский взгляд на жизнь и оценка общественной атмосферы послевоенных лет "просвечивают" уже на первых страницах произведения. Желание поселиться "в нутряной России" вызвано у рассказчика, недавнего узника ГУЛАГа, пожившего в Средней Азии, не только тоской по родине, но и надеждой познать и понять, прочувствовать, как изменились страна, облик людей. Есть в этом желании еще и другая сторона.

Герой рассказа, Игнатич, постоянно сравнивает жизнь на свободе с жизнью за колючей проволокой. Об этом не говорится прямо, но в подтексте рассказа звучит многократно. Как Матрена добивается положенной ей пенсии, как жена председателя колхоза разговаривает с нею, как ведет себя железнодорожная милиция, появившись в доме ночью, — во всем этом видно привычное для советской действительности бесправие, отношение к человеку как средству, а не цели. В глазах всех, причастных к государственной машине, человек сам по себе цены не имеет, он не ценность, он «винтик», средство для достижения каких-то целей.
В ходе повествования постоянно сравнивается жизненная позиция Матрены и Игнатича. Они чем-то похожи, так как привыкли жить в обстановке несвободы. Игнатич держится робко, кланяется, много благодарит. Его робость понятна, если вспомнить, откуда он приехал и где провел много лет. Постоянные унижения, зависимость от каждого, постоянная угроза жизни и здоровью так изменили восприятие мира у бывшего политзаключенного, что нормальное отношение людей воспринимается им как благодеяние. А мироощущение деревенской женщины? Оно почти такое же.

Нищета бросается в глаза в описании быта Матрены и Игнатича, она подчеркнута многими деталями (очень впечатляюще, например, выглядит сцена, когда после смерти Матрены ее близкая подруга просит отдать ей Матренину кофточку). Нищета, в которую ввергнута деревня, да и вся страна выглядит в обобщении героя как способ удержания власти над людьми. Оказывается, жизнь за колючей проволокой мало чем отличается от жизни на свободе. И там, и тут могут прийти "ночью, в шинелях".

Матрена — олицетворение послевоенной России. Она готова прийти на помощь всем, кто в ней нуждается. Но среди односельчан она слывет странной, потому что бескорыстно помогает людям, потому что не блюдет свой интерес. В ее рассказе о своей жизни, будничном и спокойном, много мудрости и высокой духовности. Повествование о любви, замужестве, о возвращении Фаддея с войны раскрывает богатейшие запасы душевных сил, природное благородство, деликатность этой женщины. Светлая душа Матрены Васильевны видна в каждом эпизоде драматической истории.

В рассказе автор особо выделяет сцены разрушения дома, разбора горницы, которую должны перевезти. На первый взгляд, это бытовые сцепы, но они приобретают символический смысл. Небрежность работников, для которых ломать — радость, а также застолье перед выездом изображены А. Солженицыным с таким богатым психологическим подтекстом, что становятся ясными и бессмысленность всего предприятия, и бескорыстие Матрены, и злобная жадность ее родственников.

Понять и правильно оценить с точки зрения христианской морали жизненную философию Матрены непросто. Ведь и Игнатич не сразу понял ее. Лишь столкнувшись с наглостью и цинизмом родственников женщины, которые о простоте и сердечности Матрены говорили "с презрительным сожалением", он как бы заново увидел ее как праведницу.

Матрена Васильевна уходит из жизни не оцененной по достоинству, потому что в жизни возобладали корысть и бездуховность. Следствием их стала жестокость. Авторские слова о том, что Фаддеев топор сорок лет пролежал и нашел-таки Матрену, и ударил, звучат символически.

Писатель В. Астафьев, оценивая это произведение и его значение для литературы, сказал, что "деревенская проза" (В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов и др.) вышла из "Матренина двора". Это находит подтверждение в повестях В. Распутина, например, в "Прощании с Матерой" (1976).

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6001