Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

"Во всем мне хочется дойти...": анализ стихотворения Пастернака

  • Статья
  • Еще по теме

Эпиграф к стихотворению "Во всем мне хочется дойти…" (1956) взят из Марселя Пруста, он полемически противопоставлен содержанию, поскольку в произведении Пастернак утверждает первичность жизни в творческом акте, причем под жизнью понимаются самые разнообразные жизненные проявления, которые одинаково интересны лирическому герою: "Во всем мне хочется дойти До самой сути". Главное здесь - это обобщенный образ жизни ("во всем"), который далее конкретизируется в ряде художественных образов и картин, в которых лирический герой отыскивает их важнейшие черты - и это оправдывает его нравственный максимализм.

Правда, здесь лирический герой как бы играет сам с собой: когда он рассказывает о том, что он хочет "Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья", создается впечатление, что это как бы его мечта, а в реальной жизни, в его творчестве этого нет. Такое ощущение возникает, и оно усиливается от употребления сослагательного наклонения "О, если бы я только мог, Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти".

О том, что это игра с собой, свидетельствует подробное перечисление того, что было бы написано лирический героем - если он отдает себе отчет в необходимости это сделать, он, скорее всего, уже реализовал свой творческий замысел. Другое дело, что настоящий художник всегда недоволен собой, он всегда стремится к самоусовершенствованию, и в стихотворении "Во всем мне хочется дойти…" лирический герой с помощью сослагательного наклонения выражает свои представления о том, какими должны быть идеальные стихотворения: "В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты". Как видим, здесь также утверждается одна из ключевых идей поэзии Пастернака: мир природы первичен, ценность поэзии определяется тем, насколько она приближена к миру природы как средоточию подлинности в жизни. Об обязательности высокого накала чувства в поэтическом творчестве говорит замечательный метафорический образ последней строфы "Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука".

Можно сказать, что всё поэтическое творчество Бориса Пастернака подтвердило обоснованность его притязаний, он всегда был на высоте требований, выдвинутых им самим к себе и своему творчеству. Да, наверное, и не только поэтическое, проза и переводы Пастернака - это тоже искусство самой высокой пробы.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3594