Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 643
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 64 65 »

Стихотворение «Гамлет» (1946) является первым в «Тетради Юрия Живаго», которая представляет собой заключительную главу одноименного романа. Можно предположить, что именно здесь стянуты все основные смысловые нити текста — христианские, шекспировские и современные. Пастернак продолжил очень распространенную в «серебряном веке» «гамлетовскую линию», где его предшественниками были Блок и Врубель, Ахматова и Цветаева.


Как считал Иосиф Бродский, единственное реальное желание художника — властвовать над временем. «В плену времени», «время, вперед», «в поисках утраченного времени» — обилие подобных литературных клише подтверждает наблюдение Бродского. Пастернак внес вклад в эту тематику стихотворением «Единственные дни».


В творчестве Бориса Пастернака задолго до реальных космических полетов стихия космоса отпраздновала свое торжество: «Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке. Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот». Для автора «небосвод» всегда относился к главным заботам жизни. Еще совсем юным он заявил: «И через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья». В момент страсти именно им замечено: «Звезды горлом текли в пищевод».


Для языка истинной поэзии формы необходимости и долженствования в принципе противопоказаны. Столь же противопоказаны они при общении с художником. Их присутствие в стиле данного стихотворения («надо», «должен», «не должен» и т. п.) способно удивить лишь поначалу, однако по мере проникновения в замысел и в творческую историю становится очевидной глубинная художественная закономерность.


Предполагая, что новизной художественной формы роман «Доктор Живаго» окажется непривычным для читателей, Пастернак в данном стихотворении прибегает к автокомментарию, но, как это обычно с ним случается, выходит далеко за рамки поставленной задачи и парит «поверх барьеров».


Борис Леонидович Пастернак (1890—1960), крупнейший русский поэт и прозаик XX века, родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его родители — знаменитый художник, график и живописец, иллюстратор классики Леонид Пастернак и известная пианистка Розалия Кауфман. В семье еще были младший брат Александр и две сестры — Лидия и Жозефина.


В жанре поэмы Ахматова работала относительно мало, в основном в зрелые годы, когда появился необходимый опыт осмысления действительности. Данное произведение связано с трагическими событиями в жизни автора: арестом сына, Л. Н. Гумилева, заключением в ленинградской тюрьме Кресты и семнадцатимесячными ее приходами туда в 1938—39 гг. с целью узнать о его судьбе.


Стихотворение «Творчество» Ахматовой вошло первым по счету в цикл «Тайны ремесла», посвященный психологии творческого процесса, природе стиха, взаимоотношениям поэта и читателя, роли литературы в обществе, т. е. всему тому, что акмеисты считали «ремеслом», полемизируя с символистами, воспринимавшими поэзию как миссию и мистику.


«Родная земля» (1961). Написанное в последнее десятилетие жизни, данное стихотворение более всего свидетельствует о неизменности нравственного кредо: недаром в качестве эпиграфа выбраны финальные строки из произведения сорокалетней давности.


«Приморский парк Победы» (1950) написано к пятой годовщине победы в Великой Отечественной войне и по содержанию примыкает к «Поэме без героя», будучи посвящено, как и «Поэма...», теме памяти. Совмещает три временных плана — «сегодня», «недавно» и «при Петре». Подобный прием широко использовали акмеисты, особенно выразителен он в «Петербургских строфах» О. Мандельштама.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 ... 631-640 641-643