Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Шолохов М.А.

Роман Шолохова "Тихий Дон": сюжет и анализ

  • Статья
  • Еще по теме

«Тихий Дон» — великое произведение русской и мировой классики. Его по праву называют главной книгой XX века. Основное внимание в романе-эпопее уделено изображению казачества, наряду с этим в нем изображены и другие социальные слои. Время действия — 1912—1922 гг.

В романе органично соединились достоверность изображения и художественный вымысел. Шолохов изображает не только действительных участников событий (Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков, генерал Краснов и др.). Основные же герои его романа вымышленные (семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Листницких), как вымышлен и сам хутор Татарский. Повествование о трагической истории семьи Мелеховых во взаимоотношениях ее с другими семьями, а также различными социальными слоями хутора разворачивается в широкую панораму народной жизни. Шолохов изображает Первую мировую войну, две революции, корниловский мятеж, события Гражданской войны на юге России. Повествование переносится с одного участка фронта на другой, из царской ставки — в столицу, из донских хуторов и станиц в Новочеркасск и Ростов. В структуру романа вводятся десятки эпизодических персонажей. Одним из главных композиционных принципов в построении явился принцип двуплановой композиции, суть которого — в чередовании событий в их причинной и следственной связи, движении и развитии. Щолохов чередует описание быта народа, его трудовой жизни с батальными картинами, показом фронтов мировой и Гражданской войн, политических событий в стране, в которых участвуют его герои.

Рисуя хутор Татарский — центр эпопеи, куда стягиваются все сюжетные линии, — Шолохов обнажает социальный разрез общества с его экономическим неравенством и классовыми противоречиями. Писатель развенчивает пресловутую легенду о сословном монолите донского казачества, его социальной и кастовой замкнутости.

Активным участником всех событий в романе выступают коммунисты (Штокман, Бунчук, Котляров, Кошевой). Среди образов-типов в «Тихом Доне» видное место занимают женские характеры (Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и др.).

Основная сюжетная линия романа «Тихий Дон» Шолохова связана с судьбой главного героя — Григория Мелехова. Развертывающаяся с первых и до последних страниц произведения любовная интрига придает роману особый колорит. Григорий полюбил замужнюю женщину Аксинью Астахову, чья жизнь сложилась драматически: изнасилованная в шестнадцатилетнем возрасте пьяным отцом, она была выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Неся в его доме тяжелый груз хозяйственных забот, она терпеливо сносила побои и унижения мужа, расчетливо вымещавшего на ней свою злобу. Естественное стремление Аксиньи к простому человеческому счастью вылилось в бескорыстную и верную любовь к Григорию. Свою грешную, но возвышенную любовь герои Шолохова пронесут через все жизненные испытания.

С самого начала писатель подчеркивает в Григории чувство раздвоенности, который вначале ничего не предпринимает, чтобы как-то защитить свою любовь к Аксинье. Он уступает воле деспотичного отца и женится на Наталье. Два месяца спустя он признается жене: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся. Не хотел гутарить про это, да нет, видно, так не прожить». Бросая вызов хутору, патриархальной морали, Григорий с Аксиньей покидают хутор. Поборов стыд, они нанимаются в работники к пану Листницкому в его имении Ягодное. Вскоре Григория призывают на военную службу. Там он свято будет оберегать свою казачью честь. В столкновении с вахмистром, поднявшим на него руку, Григорий бросает: «Ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?» Душа Григория протестует против унижения человеческого достоинства. Он не может безучастно смотреть на грязную сцену надругательства его товарищей над горничной Франей. Григорий будет мучительно переживать бессмысленную смерть заколотого им австрийца. Шолохов оттеняет в характере героя черты благородства и великодушия, органично гармонирующие с его прямой, честной, безудержной в своих порывах и открытой натурой. В одной из атак Григорий спасает жизнь своему врагу Степану Астахову.

В годы Первой мировой войны Григорий Мелехов участвовал в боях на границе, Галицийской битве, в сражениях на полях Восточной Пруссии, в Брусиловском прорыве, в боях на румынском фронте. Храбрый и мужественный казак, он вернулся с войны офицером, с полным бантом Георгиевских крестов. Война, посеявшая в его сознании «семена большой правды», была важной вехой на пути его жизненных исканий. На фронте он столкнулся с неравенством (простые солдаты, казаки и офицерская верхушка). Перед ним не раз вставал вопрос о смысле навязанной народу войны («людей стравили»). Памятной для Григория Мелехова оказалась встреча с большевиком Гаранжой в московском госпитале.

Вернувшись после революции на Дон, Григорий служил в Красной гвардии. «Про Григория мало говорили, — пишет Шолохов, — не хотели говорить, зная, что разбились у него пути с хуторными, а сойдутся ли вновь, не видно». Встреча с автономистом Извариным, а чуть позже с Подтелковым явятся предварением трагической судьбы Григория Мелехова.

Одним из самых драматических этапов жизни Григория Мелехова было его участие в Верхне-Донском восстании. Увлеченный автономистскими идеями Изварина, он оказался в рядах повстанцев, явился свидетелем казни Подтелкова и его соратников. В восстании Григорий командовал Вешенским полком и дивизией, проявил себя как талантливый полководец. Усилившиеся в нем колебания порождают неприязнь к Советской власти («Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает»). По мере развития событий мятежа Григорий приходит к осознанию «неправоты своего дела». В его душе нарастает усталость, опустошенность. Он приходит к мысли, что восстание обречено на поражение: «А мне думается, заблудились мы, когда на восстание пошли...», «Спутали нас ученые люди... Господа спутали! Стреножили и нашими руками вершат свои дела».

Глубину душевного смятения Григория Мелехова передает сцена рубки матросов, когда в нервном припадке он просит своих сослуживцев предать его смерти. Смутное осознание неправоты содеянного усиливает метания Григория. На вопрос Прохора Зыкова, когда кончится восстание, он отвечает: «Как набьют нам, так и кончится».

Отступая с остатками белой армии, Григорий берет с собой Аксинью, которая заболевает в дороге тифом. Добравшись до Новороссийска, Григорий отказывается от места на пароходе, сдается красным, вступает в Конную армию Буденного, участвует в боях против белополяков. Его шатания от красных к белым и от белых к красным привели к тому, что он испытал недоверие к тем и другим. Если раньше он воспринимал красных как «чужих», то теперь красные воспринимали его как чужого и не доверяли. И хотя, вступив в Красную Армию, Григорий, по словам Прохора Зыкова, «переменился», однако недоверие убивало его. Он желал служить у красных до полного прощения своих прежних грехов, но из-за недоверия был уволен со службы. В родной хутор он возвратился уставшим от войны, от недоверия к себе, намереваясь выйти из борьбы («Никому больше не хочу служить») и пожить возле детей, заняться хозяйством. Однако Григорий снова сталкивается с недоверием. Друг юности, муж любимой сестры Мишка Кошевой, видит в нем врага Советской власти. Боязнь возмездия за участие в восстании гнетет Григория. «Жидковат оказался на расплату. Сробел», — признается он себе. Встававший перед ним ранее вопрос о выборе пути (с кем быть) сменился теперь другим: о расплате за свои ошибки и заблуждения. По требованию Кошевого он отправляется в Вешки, где проходит регистрацию в политбюро Чека. Как бывший командир повстанцев он встает на учет, заполняет анкету. Встреча на улице станицы с Яковом Фоминым, сообщившим, что бывших офицеров арестовывают, усугубила опасения Григория. Вернувшись с регистрации, он убеждается, что ареста, а может быть, и расстрела ему не избежать. Пьяный батареец Крамсков, призвавший Григория «перевоевать», подтолкнул к мысли об уходе из хутора («Плохая воля лучше хорошей тюрьмы»). Предупрежденный Дуняшкой о приезде уполномоченных из станицы, перед которыми Кошевой настаивал о его аресте, Григорий бежит из Татарского. Два месяца он скрывается на хуторе у чужих людей. По дороге в хутор Рубежный он сталкивается с бандой Фомина, куда, не имея другого выхода, и вступает. При первой же возможности он покидает банду и вместе с Аксиньей пытается пробраться на Кубань, чтобы переждать там смутное время. В ночи он натыкается на заставу расположившегося на ночевку продотряда. Шальная пуля обрывает жизнь Аксиньи. «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное в его жизни уже случилось». Похоронив Аксинью, он три дня бесцельно шатался по степи, «но ни домой, ни в Вешенскую с повинной не пошел». Он ушел в Слащевскую дубраву, где, по слухам, жили дезертиры. Сломленный и расставшийся с намерением «обороняться», если Советская власть возьмет «за хрип», он за два месяца до ожидаемой амнистии переходит по мартовскому льду Дон, топит в нем оружие и появляется на пороге родного куреня, встретив сына Мишатку. Таков сюжет «Тихого Дона». Финал романа открытый. Шолохов оставляет своего героя на пороге новых жизненных испытаний.

Образ Григория Мелехова — великое открытие Шолохова. Это любимейший герой писателя. В нем воплощены лучшие черты русского национального характера: правдоискательство, совестливость, самокритичность, сострадание к чужому горю, отзывчивость и благородство. В многогранности образа Григория Мелехова читателя покоряет прежде всего правдоискательство — отличительное свойство таких персонажей русской и мировой литературы, как Дон Кихот, Гамлет, Пьер Безухов, Иван Карамазов. В правдоискательстве — сила «очарования человека» и нравственно-социальная значимость трагедии Григория Мелехова.

Григорий Мелехов — трагический герой, переживший вместе с казачьей массой историческое заблуждение, участвуя в Верхне-Донском восстании. Свойственные ему иллюзии порождены сословными предрассудками казачества. Он наивно заблуждался, пытаясь отыскать не существующий в революции «третий путь». Встав «на грани в борьбе двух начал», он пережил крушение этих иллюзий. В судьбе Григория Мелехова преломились исторические процессы, происходившие в глубинах крестьянско-казацкой жизни, в сознании и психологии простых тружеников. Его стремления и помыслы отразили иллюзии и заблуждения большей части казачества, уставшего от войны и истосковавшегося по мирному труду и вместе с тем сохранившего готовность к анархическому порыву. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий Мелехов стремился найти ту правду, которая ближе всего народу. Эпос и трагедия мятущейся личности в его характере, познавшей всю сложность социальных столкновений эпохи, органически сливаются. Они прошли через его сердце, не утратившее при всех горчайших утратах и заблуждениях трогательной человечности.

Многие сомнения и противоречия Григория Мелехова, увиденные им в борьбе белых с красными, ныне воспринимаются как трагические прозрения (его диалог с председателем хуторского ревкома Иваном Алексеевичем Котляровым и Михаилом Кошевым). За его слова Котляров обозвал Григория Мелехова «контрой» и врагом Советской власти. На что Григорий ответил: «...Ежли я думаю за власть, так я контра? Кадет?» Некоторые критики увидели в судьбе Григория Мелехова трагедию человека, оторвавшегося от народа и ставшего отщепенцем. Другие считали, что его трагедия есть трагедия исторического заблуждения. Шолохов же изобразил Григория Мелехова правдоискателем, человеком добрым, страдающим и запутавшимся, но не потерявшим себя, а потому сохранившим еще силы для жизни. Автор не скрывал своего отношения к герою: «Больше всего нужно для писателя, ему самому, передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

Громадное по философской глубине жизнепознания эпическое полотно «Тихого Дона», пронизанное мощью фольклорной стихии, соткано из тысяч обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных забот, патриархальные отношения.

Величественные пейзажные картины донской степи свидетельствуют о сыновней влюбленности Шолохова в природу его родного края. У него пейзаж, выступающий как эпическая параллель событиям, всегда очеловечен, выполняет различные идейно-художественные функции, помогая писателю раскрыть чувства и настроения своих героев, передать их отношение к событиям. Шолохов мастерски пользуется пословицами, поговорками, казачьим песенным фольклором, раскрывающим философскую глубину народной жизни.

Война изображается Шолоховым как страшное народное бедствие. Она явилась главной причиной распада старого жизненного уклада, принеся в казачий мир разруху и запустение: обезлюдел мелеховский курень. Погибла Наталья, утопилась Дарья, убит Петро, убиты на фронте соседи Мелеховых Аникушка и Христоня, умер в отступлении вдали от дома Пантелей Прокофьевич, умерла, не дождавшись своего «младшенького», Ильинична. И в этом тоже — высокий трагизм романа-эпопеи «Тихий Дон».

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8575