Биография и творчество Владимира Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский, поэт. Родился 7 (19) июля 1893 года в грузинском селе Багдади. Отец, Владимир Константинович Маяковский, лесничий, был умным, веселым человеком, которого любили и уважали крестьяне. Бабушка поэта происходила из рода известного в прошлом писателя Г. П. Данилевского. Мать, Александра Алексеевна, урожденная Павленко, занималась воспитанием троих детей. Детство поэта прошло среди величественной природы Грузии. В 1902 году Маяковский поступил в Кутаисскую гимназию. Он хорошо учился, был лидером среди учеников в их мальчишеских забавах. Во время первой русской революции он вместе с гимназистами старших классов участвует в демонстрациях и выступлениях. В 1906 году внезапно умирает от заражения крови отец поэта. Семья уезжает жить в Москву. Здесь мальчик поступает в четвертый класс Пятой Московской гимназии. Он знакомится с учащимися других гимназий, участвующих в работе революционно-демократических кружков, слышит революционные разговоры студентов. Учеба отходит на второй план, и в начале 1908 года Маяковский просит мать забрать документы из гимназии. В случае ареста за революционную деятельность его исключили бы из гимназии без права учебы в другом учебном заведении. В четырнадцать лет Маяковский вступает в ряды РСДРП и поступает в Строгановское училище. За участие в подпольной работе Маяковского три раза арестовывают. Одиннадцать месяцев он проводит в Бутырской тюрьме. Именно в одиночной камере тюрьмы поэт познакомился с творчеством символистов — Белого, Бальмонта. В 1910 году Маяковский решает учиться живописи в студии художника П. Келина. Получив здесь хорошую подготовку, он поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Но деятельная натура Маяковского не выдержала атмосферы этого академического учебного заведения. Он знакомится с Д. Бурлюком, которому читает свои стихи. Тот на следующий день представил Маяковского своим друзьям как «дикого самородка». Под влиянием Д. Бурлюка Маяковский примыкает к этой группе. В своих ранних произведениях Маяковский резко выступал не только против искусства прошлого, но и против современного, прежде всего символистского. Несмотря на провозглашение «сильного» и «веселого» искусства футуристов, первые сборники стихотворений поэта 1912—1913 годов — «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей», «Дохлая луна» — полны ощущения боли, бесцельности существования, душевной смуты. В стихах молодого Маяковского поражала новизна, дерзкая метафоричность. О возможности жить и творить поэт говорит только в стихотворении «А вы могли бы?». Как футурист, Маяковский провозглашает эстетику «самовитого слова». Многое в творчестве и поведении поэта в этот период делается ради того, чтобы привлечь внимание публики, эпатировать ее. Этой цели служат желтая кофта поэта и строка «Я люблю смотреть, как умирают дети». Но за дерзкой бравадой скрывалось одиночество, попытка разрешить свои внутренние противоречия. Начиная с цикла «Я», в поэзии Маяковского рождается лирический герой, мучительно и напряженно познающий себя. В лирике 1913—1914 годов в стихах поэта преобладают бунтарские настроения, присущие модернизму. Так в стихотворении «Кофта фата» Маяковский писал: Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. Желтую кофту из трех аршин заката. По Невскому мира, по лощеным полосам его, профланирую шагом Дон Жуана и фата… В этом произведении поэт утверждает ценность самого процесса творчества, он отделяет художника от толпы. В стихотворениях «Нате!», «Вам!», «Ничего не понимают», «Вот как я сделался собакой», «Чудовищные похороны» и других Маяковский сознательно обрекает себя на положение чужого в этом мире. При этом в произведениях поэта сочетаются реальность и фантастика, что подчеркивает их трагичность. Летом 1913 года поэт создает трагедию «Владимир Маяковский». В ней он стремился разрешить основные противоречия своего раннего творчества — отрицание капитализма и принятие «красоты» его индустриальной мощи, презрение к толпе и невыносимость одиночества. Драматизм этого произведения заключается в невозможности действия для его героя. Этот мотив нравственной вины художника перед городом и миром и его искупительной жертвы получит свое дальнейшее развитие в поэмах «Облако в штанах», «Война и мир», «Человек». Поэму «Облако в штанах» поэт начал под впечатлением своей влюбленности в М. Денисову, с которой познакомился в Одессе в 1914 году. Война заставила поэта отложить эту работу. Свое отношение к войне Маяковский выразил в стихотворениях «Я и Наполеон», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Война объявлена». Вернувшись к работе над поэмой «Облако в штанах», Маяковский бросает вызов буржуазному обществу, высказывается против салонного, буржуазного искусства — футуризма с его эстетской программой. Он выступает за нравственный и общественный характер искусства. Удачливым соперником в любовном треугольнике поэмы является не счастливый возлюбленный, а буржуазная мораль, основанная на купле-продаже. В лирическом герое поэмы сочетаются основные типы авторского сознания раннего Маяковского и его концепция «нового человека». «Тринадцатым апостолом» считал героя «Облака» поэт, это же название первоначально носила поэма, но такое заглавие запретила цензура. Герой «Облака» в финале полон оптимизма и ощущения своей силы, красоты, молодости: Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!.. В драме «Война и мир» (1915) поэт выразил свое отношение к войне. В ней он видит всемирную трагедию и указывает на ее виновников — германский милитаризм, захватнические амбиции русской буржуазии. В этой поэме всё на свете становится соучастником «кровавых игр», где государства — гладиаторы, земля — арена, вселенная — зритель. Но и эта поэма Маяковского завершается оптимистично — мир объединяется ради достижения больших и гуманных целей. Весной 1917 года в газете Горького «Новая жизнь» Маяковский напечатал поэтохронику «Революция», «Сказочку о Красной Шапочке», высмеивающую кадетов, памфлет «К ответу» и последнюю часть поэмы «Война и мир». В сентябре этого же года поэт выступает в Москве в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства», который не оставлял сомнений в том, на чьей стороне он находится. Вернувшись в Петроград, Маяковский пишет двустишие: Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй. По свидетельству петроградских газет дней Октября, с этими строками матросы шли на штурм Зимнего. Всей душой Маяковский принял революцию 1917 года, о которой сказал: «Моя революция!» Поэт выступает в «Кафе поэтов», расписывает вместе с Бурлюком храмы футуристическими лозунгами. К годовщине Октября он пишет пьесу «Мистерия — буфф», которая стала первой революционной пьесой на русской сцене. С 1919 года поэт работает в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Эта работа увлекла Маяковского. Из множества газетных новостей выбирались самые злободневные и по ним рисовались плакаты с рифмованными подписями. Маяковский писал не только подписи, но часто и рисовал плакаты. Эти «Окна сатиры» появлялись потом в витринах магазинов. Желая помочь новой власти в решении сложных задач, поэт создает Левый фронт искусства (Леф), в котором отстаивал идею социального заказа. Личные переживания Маяковского отразились в поэмах «Люблю» и «Про это». Первая поэма была написана в благоприятный период его отношений с Лилей Брик. Вышедшая через год поэма «Про это» рассказала о крахе любви поэта. После смерти В. И. Ленина поэт по «мандату долга» создает поэму «Владимир Ильич Ленин», в которой доказывает необходимость поэтического освоения «неизящных» тем; в лексику поэмы он вводит политические лозунги. К десятилетию Октябрьской революции Маяковский написал поэму «Хорошо!». В ней сатирическим образам деятелей Временного Правительства поэт противопоставляет собранного и опытного революционера. Есть в поэме и «бытовые» главы, рассказывающие о трудностях послереволюционного быта. Поэт заявляет сытым и довольным наблюдателям страданий людей: «Но землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя никогда забыть!» Настоящему Маяковский говорит: «Хорошо!» Это не следует понимать так, что поэт не видел недостатков в существующей жизни, он, видимо, хотел приблизить приход «коммуны во весь рост». Сатирические произведения поэта «О дряни», «Прозаседавшиеся», пьесы «Клоп» и «Баня» прекрасно показали отрицательные стороны советской действительности. Сложным был последний период жизни поэта. К открытию своей выставки «20 лет работы» Маяковский пишет поэму «Во весь голос», которая стала поэтическим разговором с потомками и подведением итогов творчества, манифестом современного искусства. Но в литературных кругах шла борьба. Выставка поэта «20 лет работы» была бойкотирована, пресса о ней никак не отозвалась. Больному поэту врачи запретили выступать. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. В его предсмертной записке было сказано: «Любовная лодка разбилась о быт». Ясно, что не только личные проблемы стали причиной гибели поэта. Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2608
| |