Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Маяковский В.В.

Жизнь и творчество Маяковского В.В.

  • Статья
  • Еще по теме

 

Основные даты жизни и творчества:

Родился 7 июля (19) 1893 г. в селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего.

1902-1906 гг. - учеба в Кутаисской гимназии.

1906 г. — семья переехала в Москву.

1909-1910 гг. - заключен в Бутырскую тюрьму.

1911-1914 гг. — учеба в Училище живописи, ваяния и зодчества.

1912 г. — первые произведения публикуются в футуристических альманахах.

1913 г. — трагедия «Владимир Маяковский».

1915 г. — поэма «Облако в штанах».

1916 г. — поэма «Флейта-позвоночник».

1917 г. - поэма «Война и мир».

1918 г. — пьеса «Мистерия-буфф».

1921 г. - поэма «150 000 000».

1922-1924 гг. - поездка за границу (Рига, Берлин, Париж).

1924 г. — поэма «Владимир Ильич Ленин».

1925 г. — путешествие за границу (Куба, Мексика, США).

1927 г. - поэма «Хорошо!».

1928 г. — пьеса «Клоп».

1929 г. — пьеса «Баня».

1930 г. - поэма «Во весь голос». Вступление в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей).

14 апреля 1930 г. покончил жизнь самоубийством.

Свой жизненный и творческий путь Владимир Маяковский выстраивал на противостоянии любому авторитету: будь то общество, миропорядок или Бог. Эпатаж становится одним из главных приемов художественного творчества поэта.

В 1911 г. Маяковский знакомится с художником и поэтом Д. Бурлюком и входит в организованную последним литературно-художественную группу футуристов «Гилея». В 1912 г. в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» выходят первые стихотворения Маяковского. Одновременно в этом же номере был помещен манифест, подписанный В. Маяковским, В. Хлебниковым, Е. Крученых и Д. Бурлюком, в котором заявлялось о разрыве с традициями русских классиков, о необходимости создания нового языка и новой литературы, которые соответствовали бы эпохе.

Поэтический талант Маяковского сделал его одной из центральных фигур в русской литературе 10-20-х гг. Он — поэт могучей метафоры, поражающей гиперболы, неотразимо точного сравнения. Маяковский создает гибкую систему стиха. Для его произведений характерна только ему присущая разбивка строки, так называемая лесенка, - разбивка строки на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой. Подобное строение соответствовало установке поэта на чтение стихотворений вслух перед большим количеством народа. В основе поэтики Маяковского лежит сознательная установка на динамический принцип. Все, что связано с покоем, устойчивостью, неподвижностью, любые нравственно-оценочные категории воспринимаются поэтом как проявление застоя, упадка, гниения и смерти.

Поэтический язык Маяковского характеризуется использованием традиционно «высокой» лексики с просторечиями. В противовес красивостям эгофутуриста И. Северянина, Маяковский и кубофутуристы культивируют деэстетизацию, грубость, которые, по их мнению, помогают художнику «перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни» и выводят искусство за привычные границы.

С первых своих выступлений Маяковский принимает вполне определенную позу: поэт будет говорить о своих чувствах и страданиях толпе, заведомо не способной его понять. Эта романтическая поза — противопоставление поэта и толпы — Маяковским доводится до предела, до издевательства. Скандалы сопровождают каждое выступление футуристов. Наиболее запомнившийся самому Маяковскому был скандал в кабачке «Бродячая собака» в 1915 г.

Шла Первая мировая война, публика собралась в кабачке богемная, избалованная. Маяковский прочел стихотворение «Вам!». Скандал чуть было не завершился закрытием «Бродячей собаки». Публика свистела, из зала раздавались угрожающие возгласы. Маяковский закурил и не спешил уходить с эстрады. Один из посетителей бросил в него несколько бутылок, но не попал... А через неделю «Бродячая собака» снова принимала выступавшего Маяковского. С этого момента скандал становится частью его поэтического образа. Фраза Маяковского: «Желающих получить по морде прошу становиться в очередь» — была известна всему Петербургу.

Образ Маяковского вполне соответствовал его произведениям. Высокий рост и зычный голос создавали неповторимый облик поэта-борца, защитника «безъязыкой улицы». Особенно запомнилась публике желтая кофта Маяковского, которая на общем фоне превращала поэта в яркое пятно. Первоначально Маяковский взял у сестры кусок желтой ленты и носил ее как галстук. Позже, как он сам вспоминал: «я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое». Потом, когда наряд примелькался, Маяковский сменил его на кофту из черной с желтым ткани и к ней добавил розовый пиджак.

При необходимости Маяковский мог заставить себя выслушать. История, произошедшая в московском кафе «Розовый фонарь», тому подтверждение. Публика в кафе не обращала никакого внимания на сцену. Распорядитель уже начал извиняться перед Маяковским, когда поэт выкрикнул «Нате!». Это было так неожиданно, что все замерли, а Маяковский негромко и презрительно прочитал свое стихотворение. Не успел Маяковский дочитать стихотворение, как оскорбленная публика, даже не заплатив по счетам, бросилась к двери. Маяковский спустился в зал и сказал растерявшемуся распорядителю: «А вы говорили: "Не будут слушать..."»

Революцию Маяковский встретил восторженно. Маяковский и его сторонники объявили, что главная задача поэта - облекать в стихотворную форму политические лозунги, агитационные плакаты, рекламу, сатирические фельетоны, а также писать стихотворения в честь руководителей партии большевиков и для революционных праздников. Маяковский смешивал служение государству и восхваление партийного руководства. В 1918 г. он переименовывает кубофутуристов в комфутов (коммунистов-футуристов) и настаивает на том, что только его группа достойна представлять революционное искусство.

В 1923 г. Маяковский создает «ЛЕФ» — левый фронт искусства, который должен был по его замыслу объединить всех близких революции деятелей культуры. Позже он еще дважды переформирует и переименует свою группу. Сначала появляется «Новый ЛЕФ», позже «РЕФ» — революционный фронт искусства. Маяковский стремится использовать все художественные средства для поддержки нового государства, для пропаганды новых ценностей.

Воплощением позиции поэта этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо» (1927).

Мучительны были для Маяковского и отношения с Л. Ю. Брик. Они познакомились в 1915 г., и их отношения длились до самой смерти поэта. Все свои поэмы после 1915 г. Маяковский посвятил своей возлюбленной. С ее мужем О.М. Бриком, талантливым филологом, Маяковского связывали дружеские отношения. Футуристы яростно отвергали быт и домашний уют как непримиримо враждебные революции и искусству. Семья воспринималась как буржуазный предрассудок. В своих отношениях Маяковский и Л. Брик стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков и традиционных принципов взаимоотношений мужчины и женщины в буржуазном обществе. Однако попытка воплотить свои идеи на практике доказывала нежизнеспособность самих идей.

Претензии на руководство литературой отвергались самой литературой, любовь вне семьи становилось метаниями между разными женщинами, а отрицание быта оборачивалось одиночеством. За два года до смерти у Маяковского был кратковременный роман с эмигранткой Т. Яковлевой, а перед самым самоубийством поэт пытался увести от мужа В.В. Полонскую, актрису Московского Художественного театра.

Источник (в сокращении): Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2806