Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Маяковский В.В.

Биография и творчество Маяковского В.В.

  • Статья
  • Еще по теме

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) — русский поэт. Родился в 1893 году в Грузии, в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего, дворянина по происхождению. После смерти отца в 1906 году семья Маяковских переехала в Москву. Маяковский сначала учился в гимназии, но был исключён из неё из-за неуплаты за учёбу, поскольку семья жила очень бедно. Особенно важным в его жизни стал 1908 год: пятнадцатилетний юноша поступил на подготовительное отделение Строгановского училища живописи и в это же время стал членом революционной партии РСДРП(б), что выразило романтические настроения молодого человека, бунтующего против несправедливой социальной жизни и общественной морали.

В 1908-1909 годах Маяковский был трижды арестован за подпольную деятельность, третий арест будущего поэта закончился одиннадцатимесячным заключением в Бутырской тюрьме, где Маяковский начал сочинять стихи. После выхода из тюрьмы в 1910 году Маяковский членства в партии не возобновлял. К поэзии он тоже не возвращался, не считая себя способным писать настоящие, оригинальные стихи, зато решил развивать свои способности к живописи, которые обнаружились у него ещё в детские годы.

Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где изучал современное искусство. Там он сблизился с молодыми художниками, особенно важным было знакомство с Давидом Бурлюком, сыгравшим большую роль в становлении Маяковского как поэта. Бурлюк был первым слушателем стихотворений Маяковского, он первый высоко оценил его талант. Прослушав стихотворение, которое прочитал ему Владимир Владимирович, смущённо говоривший, что это произведение его знакомого, Бурлюк воскликнул: «Да вы же гениальный поэт!» Это произошло в 1912 году и окончательно определило призвание Маяковского.

В 1912-1914 годах Маяковский активно участвует в кружке поэтов-футуристов, организованном Бурлюком, в который входили также известные поэты В. Хлебников и А.Е. Кручёных. В 1913 году эта группа футуристов издала знаменитый манифест «Пощёчина общественному вкусу».

Ранняя поэзия Маяковского отличается страстным протестом против буржуазного общества, его морали, искусства и образа жизни. Показательны лозунги, которые Маяковский поместил перед своей поэмой «Облако в штанах» (1914): «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой вашу любовь!». Маяковский утверждает свободу и достоинство человека, ценность его душевных качеств независимо от происхождения или места в обществе. Поэтому и Октябрьскую революцию 1917 года Маяковский принял с энтузиазмом, как свою революцию. Он активно участвует в пропагандистской работе, сотрудничая с «Окнами РОСТА» (отделом Российского телеграфного агентства), выпускавшими агитационные плакаты на злобу дня.

С первых дней революции и до своей гибели в 1930 году поэт воспевает революционные перемены в лирике и поэмах, борется за чистоту революционных идей, приветствует строительство нового государства и создание нового, революционного искусства. Маяковский вошёл в историю русской поэзии и как самобытный поэт, и как поэт бурного революционного времени России, а позднее Советского Союза.

Поэзия Маяковского

Маяковский является автором многих лирических стихотворений, нескольких замечательных поэм и оригинальных сатирических комедий «Клоп» (1928) и «Баня» (1929). Среди поэм особо выделяются «Облако в штанах» (1914) и «Флейта-позвоночник» (1915). В основе обеих поэм лежат переживания героя, вызванные неразделённой любовью. Это одна из основных тем лирики и поэм Маяковского. Ещё одна важная тема — сопричастность революционному строительству жизни. Она отразилась в поэмах Маяковского советского периода: «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). А в 1930 году, незадолго до смерти. Маяковский пишет поэму «Во весь голос» — поэму-размышление о себе и своём времени, о назначении поэзии и гражданском, революционном долге.

Лирика Маяковского разделяется на два больших периода. В стихотворениях дореволюционного времени акцент делался на личных переживаниях лирического героя: ощущении одиночества, страданиях, негодовании, стремлении к прекрасному, к человечности, к любви. После революции лирика Маяковского приобретает общественный пафос: идеи общества и государства доминируют над личной жизнью человека. Среди ранних стихотворений Маяковского особого внимания заслуживают лирическая миниатюра «А вы могли бы?» (1913), гневный памфлет «Нате» (1913), мрачная городская элегия, эпатажная исповедь души «Несколько слов обо мне самом» (1913), страстное воззвание к людям «Послушайте!» (1914) и др. В послереволюционный период в лирике Маяковского, проникнутой общественным пафосом, выделяются такие стихотворения, как «Левый марш» (1918) — о победном шествии революции, «О дряни» (1920-1821) и «Прозаседавшиеся» (1922) — об извращении революционных идеалов, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1820) — о назначении поэта и поэзии в обществе, «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1826) — о героизме советского человека, «Стихи о советском паспорте» (1929) — о достоинстве советского человека в капиталистическом мире, «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» (1829) — о самоотверженном социалистическом строительстве и др.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
20
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12669