Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Биография и творчество Блока А.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Александрович Блок — поэт, драматург. Он родился 6(28) ноября 1880 года в Петербурге в семье профессора Варшавского университета. Девичья фамилия матери — Бекетова, по второму браку — Кублицкая-Пиоттух. После рождения Александра его родители разошлись. Детство будущего поэта прошло в семье матери, в кругу петербургских профессорских семей. Дед мальчика, А. Н. Бекетов, был известным ботаником, ректором Петербургского университета. Бабушка поэта и сестры матери сами переводили, сочиняли, одна из них (Е. А. Краснова) получила за свой сборник стихов похвальный академический отзыв.

В семье чтили традиции русской классической литературы, горячо верили в бога. Блоку был близок мистический романтизм В. А. Жуковского. Русская романтическая поэзия подготовила Блока к принятию символизма и пробудила интерес к творчеству Вл. Соловьева, которого признавали «духовным отцом» младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Влияние идей Вл. Соловьева заметно в первой книге поэта — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Эти стихотворения посвящены Блоком будущей жене — Л. Д. Менделеевой (дочери химика Д. И. Менделеева). Под влиянием мистики Соловьева лирическая тема приобретает звучание священной любви.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» — яркое символистское произведение. После его выхода поэт занял центральное место среди русских символистов. В стихах Блока присутствовала и новизна формы — так называемые паузники, нарушающие обычную расстановку ударений в стихе. В этом отношении влияние поэта на развитие русского тонического, ударного стиха сравнимо с заслугами Ломоносова. Имя Блока приобрело известность.

Близился канун первой русской революции. Революционная ситуация в стране не оставила равнодушными не только писателей демократического крыла, но и литераторов всех школ и направлений, включая символизм. В преддверии революции мистические призывы символистов обнаружили свою иллюзорность. Прекрасные стихи о Петербурге в дни восстания, о Медном всаднике свидетельствовали об изменении настроения поэта.

В произведениях поэта периода первой русской революции зазвучал голос трибуна, говорящего с народом. Непосредственно к современникам обращены такие стихотворения, как «Из газет», «По берегу плелся больной человек...», «Фабрика» и др. В них еще присутствуют элементы мистики, но сильны и гражданские настроения.

Вторая книга стихов «Нечаянная радость» принесла Блоку популярность в широких кругах. Среди них такие шедевры, как «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя воля». Этот сборник создан зрелым поэтом, его стихи завораживали слушателя. Блок становится одним из самых читаемых поэтов. Если стихотворения сборника «Стихи о Прекрасной Даме» были написаны иноком и отшельником, то автор «Нечаянной радости» — житель города, жадно всматривающийся в жизнь. В этом сборнике поэт использует изменяющиеся в рамках одного стихотворения ритмические интонации, «неточные» рифмы, что позволяет ему добиться удивительной выразительности стиха.

В 1906—1907 годы Блок обращается к драматургии. Он пишет лирическую драму «Балаганчик», в которой ярче всего выразилось разочарование поэта в возможностях мистицизма. В этой пьесе поэт в шутливой и бесшабашной форме обратился к реальности. Это произведение вызвало резкую критику со стороны последователей Вл. Соловьева.

После «Балаганчика» Блок пишет еще две лирические драмы — «Незнакомка» и «Король на площади». Первая развивает тему одноименного знаменитого стихотворения о красоте, униженной в пошлом и продажном мире. Драма «Король на площади» выражала отказ от мертвых канонов прошлого и ожидание перехода к светлому будущему.

В годы реакции, после поражения первой русской революции, Блок предчувствует огромную катастрофу. Он выступает в печати с публицистическими, литературоведческими, критическими статьями, выражающими его творческую позицию: «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1906), «О реалистах» (1907), «О лирике» (1907), «Народ и интеллигенция» (1908), «Вопросы, вопросы и вопросы» (1908), «Стихия и культура» (1908), «О современном состоянии русского символизма» (1910). Обратившись к реальности, Блок настойчиво ставит вопрос об общественном служении художника. Этому посвящены перечисленные статьи и выступления в печати. Логика развития взглядов поэта на задачи художника привела его к неожиданной для многих литературной полемике с бывшими союзниками — Д. Мережковским и 3. Гиппиус. Блок становится на сторону А. П. Чехова и М. Горького, которого считал после смерти Чехова единственным подлинным русским писателем.

В цикле стихотворений «Вольные мысли» (1907) читатель уже не ощущает влияния Жуковского — Фета — Вл. Соловьева. Эти произведения Блока более демократичны и отражают отход поэта от символизма и романтизма. В центре его лирики находится герой, сознающий связь своей судьбы с судьбой страны и народа.

В 1908 году выходит сборник «Земля в снегу». В предисловии к нему поэт указывает на спасительный для его героя, ищущего путь в потемках, призыв коробейника: «Ой, полна, полна, коробушка». Так поэт рассказал о возникновении еще одного творческого ориентира — Н. А. Некрасова. Его имя поэт назовет в литературной анкете К. Чуковского, распространенной среди писателей.

В этот период Блок отказался от прежних убеждений, но не смог сразу примкнуть к демократическому лагерю в силу противоречивости своих взглядов. Он оказался в одиночестве. Духовно близкими ему стали поэты прошлого — Е. Баратынский, Ап. Григорьев, Ф. Тютчев.

На новом витке истории, в условиях реакции, Блок пришел к пониманию трагичности столкновения художника с миром зла и насилия. Произведения этих лет — цикл «Страшный мир» и цикл в цикле «Пляски смерти», «Возмездие» и «Арфы и скрипки» — стали лучшими в творчестве поэта. Блок определяет жизнь как страшный мир, в котором господствует сила, уродующая судьбы людей. В стихах переданы ужас светлых душ перед наступающим мраком и осознание невозможности согласиться с принципами устройства мира.

Для творчества поэта с 1906 по 1915 год характерно сочетание двух главных направлений лирики: одно — «соловьиное», опирающееся на традиции Жуковского — Фета, преобладавшее в первый период его литературной деятельности и постепенно затухающее; другое — линия гражданских, исторически значимых тем, созвучных эпохе. Эти творческие поиски поэта отражены в поэме «Соловьиный сад» (1915), где он сделал свой выбор:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Тема родины стала для Блока выражением надежды на спасение в борьбе с темными силами мира. Образ России в стихотворениях поэта неоднозначен. С одной стороны, это нищая, богомольная страна; с другой — вольнолюбивая, всесильная, неподвластная никому. Желая предугадать будущее, поэт обращается к ее истории, к Куликовской битве, которую он считал «символическим событием русской истории». Он пишет стихотворный цикл «На поле Куликовом» (1908). В этом цикле неразрывно связаны раздумья о судьбе страны с глубоко личными чувствами поэта, например, стихотворение «В ночь, когда Мамай залег ордою...» Блок перенес исторические события в современность, что достигается повествованием от множественного числа первого лица — «мы».

…Пусть ночь. Домчимся, озарим кострами

Речную даль…

И вечный бой! Покой нам только снится…

Вера автора в возможность единения интеллигенции и народа выражена в том, что его герой обретает свое место среди русских воинов.

Поэт восторженно встретил Февральскую, а затем Октябрьскую революцию, в которой увидел реализацию собственных «революционных предчувствий».

Отношение и понимание поэтом революции выразилось в поэме «Двенадцать» (1918). Он делает ее персонажами ожесточенную и озлобленную голытьбу, готовую отвести душу на первом встречном. Ветер и метель царят не только на холодных улицах Петрограда, но и в душах двенадцати красногвардейцев. Образ Христа с кровавым флагом в руках отражает восприятие революции, которое нельзя определить одним словом — да или нет. Если в начале поэмы сменяют друг друга картины суматошного города, читатель слышит разговор простых людей, выкрики на митинге, то появление в последней строфе Христа придает поэме высокий лирический настрой, приподнимает события над повседневностью.

В 1918 году поэт пишет стихотворение «Скифы». В нем он предсказывает старому миру Западной Европы неотвратимое возмездие, если та посягнет на обливающуюся «черной кровью» Россию.

В послереволюционный период Блок с энтузиазмом включился в работу советских культурных учреждений. В статье «Интеллигенция и революция» он призвал деятелей искусства к сотрудничеству с новой властью. Но скоро он понимает, что «не эти дни мы звали». О большевиках поэт говорил: «Они стали другими, пережив победу, они не те, что были раньше». Блока угнетают бытовые трудности, постоянный контроль над творчеством, который стремилась установить новая власть.

Весной 1921 года поэт заболел. Все его обращения за разрешением для выезда за границу на лечение не принесли результата. Блок умер 7 августа 1921 года. Его смерть современники восприняли как символический конец целой поэтической эпохи.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1695