Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Произведения Александра Блока для детей

  • Статья
  • Еще по теме

В разные годы Александр Блок участвовал во многих изданиях для детей. Так, в ж. “Тропинка” поэт впервые выступил как детский писатель (стих. “Вербная Суббота” в № 6, 1906). И в течение 7 лет, которые издавался журнал, Блок оставался его постоянным автором. Поэт также публикует стихи в рождественском альманахе “Огоньки” (1912) и в сборнике рассказов и стихов “Детям” (1919) и т.д. В конце 1912 г. в типографии И. Сытина выходят две детские книжки Александра Блока: “Сказки” (для среднего возраста) и “Круглый год” (для младшего). Стихи, вошедшие в них, можно разделить на детские, написанные специально для детей, “взрослые”, некоторым образом переработанные для этой публикации, а также “взрослые”, напечатанные без каких-либо изменений и дополнений.

В сборник “Сказки” вошло лишь одно изначально детское стихотворение - “Колыбельная песня”; первое произведение поэта для детей, в то время как “Круглый год” составили в основном детские стихи. Композицию книжки для младших образуют времена года, но пейзаж как таковой занимает немного места. В ранних стихах, созданных под влиянием Жуковского, Полонского, Фета (“Дышит утро в окошко твое...”, “За туманом, за лесами...”, “Я стремлюсь к роскошной воле...”), Александр Блок не описывает, а передает свое чувство природы. Поэт также представляет весну, осень через ощущения и даже переживания зверей: “А уж в воздухе - вешние звоны, /Даже дух занялся у вороны” (“Ворона”). “Только б потеплее, / Только бы посуше. / Очень неприятно / По воде ступать” (“Зайчик”). Представлены в сборнике и стихи о детях: “Снег да снег”, “Ветхая избушка” и др. Они максимально событийны, но это не развитие единого действия в стихе, а лишь перечисление действий, по сути описание статических зарисовок. Образы самих детей зачастую несколько упрощены, лубочны (“Вербочки”, “Ветхая избушка” и др.). Во многом подобные произведения походят на стилизацию детских стихов. Так, в стихотворении “Рождество” излюбленные блоковские приемы описания маленькой героини соединяются с построениями, соответствующими обычным принципам организации языкового материала в детских стихах: синтаксические конструкции произведения просты (как и в “Снег да снег”). Внешние речевые атрибуты также соответствуют характерным приемам написания стихов для детей: присутствие поучительного мотива (“Мы работали недаром, / Будет светел отдых”), лексика определенной тематики: игрушки, хлопушки, пушки, куклы и т.д.

Если “Круглый год” создавался как специфически детская книга, то сборник “Сказки” - это попытка поэта философски подойти к читателю-ребенку, поднять важные темы, поставить его перед глубокими проблемами человеческой жизни.

“Сказки”, по замыслу автора, должны были включать большее число стихотворений, впоследствии вычеркнутых издательством. Большую часть книги составили “взрослые” стихи Александра Блока (“Сказка о петухе и старушке”, “В голубой далекой спаленке...” и др.). Поэт считал их доступными для детей среднего возраста и включил в сборник без всяких изменений. Открывает “Сказки” стихотворение “Гамаюн, птица вещая”, задавая тематику и проблематику книги в целом.

К стихам, подвергшимся переработке, относятся: “Сын и мать”, “Старушка и чертенята”, “Сны”, “Сусальный ангел”. Автор убирает две последних строфы “Сусального ангела”, который повторяет по теме “Ангелочка” Л. Андреева, и таким образом сюжет разворачивается только на событийном уровне, теряя символический подтекст. Сходным образом развитие действия становится одноплановым в стихотворении “Старушка и чертенята”. Александр Блок шел и другим путем: к ранее известному тексту “Снов” прибавлена строфа, усиливающая колыбельный мотив: “Тихо, сладостно, знакомо, / Все, что я люблю... / Сладко мне внимать сквозь дрему... /Дремлешь? Внемлю... сплю...”

Задачами детской литературы Блок “в наш “железный” век” считал подготовку маленьких читателей к взрослой жизни. Поэт утверждал, что “всякая сантиментальность по отношению к детям в наше время есть великий грех...” (из записных книжек).

Так как в эти два издания не вошли все стихотворения, которые Александр Блок предполагал напечатать, в 1918 г. он обдумывает план другой книги для детей и составляет список произведений для нее, всего приблизительно 40-50 стихотворений.

В настоящее время в круг детского и юношеского чтения входят поэмы (“Соловьиный сад”, “Двенадцать”, “Скифы”, “Возмездие”) и стихотворения основных лирических циклов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11037