Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 712
Показано материалов: 311-320
Страницы: « 1 2 ... 30 31 32 33 34 ... 71 72 »

«Гроза» (1859) — одно из вершинных произведений русской и мировой драматургии. В этой пьесе Островского, анализ которой мы проведем, представлен широкомасштабный социально-исторический конфликт, столкновение двух эпох, кризис целого миропорядка, распад патриархальных связей и отношений.


Связующим звеном между поэтом и народом у Некрасова выступает Муза. Этот образ столь же условен и литературен, как и другие, составляющие мифологию поэта в лирике начала XIX века.


Совместимы ли поэзия и гражданственность, общественное служение? Об этом идет речь в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин», анализ которого мы проведем.


Образ поэта в лирике Лермонтова теряет многоплановость, свойственную пушкинскому образу. Это прежде всего поэт-пророк. В последний год жизни, в 1841 году, Лермонтов вслед за Пушкиным пишет своего «Пророка». Он начинает стихотворение с того, чем закончил Пушкин: у него поэт уже наделен даром всеведения, он — избранник небес. 


Тема самоопределения поэта на фоне литературной традиции вечная в поэзии — от античной лирики до сегодняшних дней. Создавая литературный образ Поэта, художник, собственно, рисует автопортрет, открыто заявляет о своем творческом кредо, предъявляет читателям свой литературный манифест. Именно поэтому подобные стихотворения составляют обычно сердцевину индивидуальной художественной системы, становятся ключом к ней.


Славу А. А. Фета в русской литературе составила его поэзия. Причем в читательском сознании он давно воспринимается как центральная фигура в области русской классической лирики. Центральная с хронологической точки зрения: между элегическими опытами романтиков начала XIX столетия и Серебряным веком (в знаменитых ежегодных обзорах русской литературы, которые печатал в начале 1840-х годов В. Г. Белинский, имя Фета стоит рядом с именем М. Ю. Лермонтова; итоговый же свой сборник «Вечерние огни» Фет издает в эпоху пред-символизма)


Лермонтов создает романтическую поэму, но, как убедительно продемонстрировал Ю. В. Манн, он переосмысляет традиционную романтическую коллизию. Ситуация бегства, хорошо известная русской романтической поэме (это результат романтического отчуждения героя от мира), оборачивается в «Мцыри» ситуацией возвращения. Переход героя из цивилизованного мира в естественную среду — это попытка вернуться к себе, в «край отцов». 


«Дума» — стихотворение, в котором проблема поколений, проблема человека в идеологическом контексте конкретной исторической эпохи стала одной из центральных. Однако у Лермонтова человек и время предстают не как введение новой темы. Они неразрывно связаны с проблематикой ранней лирики.


На первый взгляд, ранняя лирика Лермонтова более проста, более определенна, даже более однозначна по смыслу, чем дальнейшее его творчество. Лирика Лермонтова — это лирика романтическая. Поэтому герой ее не может не вступить в противоборство с миром, уже самим своим существом он отрицает обыденную жизнь.


Пушкин совершает очень важную перемену в художественном творчестве: он, как отметил Ю. М. Лотман, разрушает автономность художественного текста, размещая в одной эстетической плоскости и автора, и героя, и читателя. Такая слитность очевидна уже во второй строфе первой главы:


1-10 11-20 ... 291-300 301-310 311-320 321-330 331-340 ... 701-710 711-712