Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 910
Показано материалов: 301-310
Страницы: « 1 2 ... 29 30 31 32 33 ... 90 91 »

Стихотворение "Еще майская ночь" (18 мая 1857) исполнено восхищения перед миром природы, в котором лирический герой видит торжество красоты, гармонии, жизни, возрождающейся "Из царства льдов, из царства вьюг и снега". Образ "мая" становится обобщенным образом возрождающейся жизни, которая в каждое из времен года имеет свою прелесть, но наиболее полно торжество жизни ощущается все-таки весной - по контрасту с зимой, на смену которой она приходит.


"Учись у них – у дуба, у березы..." (31 декабря 1883) - стихотворение, созданное в канун Нового года, было вызвано размышлениями поэта о сущности бытия, и здесь автор обращается к миру природы, в котором он черпает уверенность в правильности избранного жизненного пути и тех принципов, на основе которых он строит свою жизнь.


Стихотворение "Это утро, радость эта…" создано в уже использовавшейся Фетом манере - он по-импрессионистски набрасывает картину, как бы отдельными мазками, детали которой внешне кажутся не связанными между собой, но без каждой из них нарушается цельность созданного в произведении мира. Здесь также нет глаголов, динамика пейзажной лирики достигается за счёт, во-первых, обилия выразительных картин действительности, а во-вторых, за счёт своего рода калейдоскопа, их быстрой смены друг друга.


"Ласточки" (1884) - образец поздней лирики Фета, в которой ощущается влияние философии Шопенгауэра. Лирический герой стихотворения, на первый взгляд, противопоставляет себя, свой внутренний мир, миру природы ("Природы праздный соглядатай"), однако описание того, что он видит, убеждает нас в том, что он тоже является частью этой "природы", не случайно он с таким восторгом, самозабвенно "следит за ласточкой стрельчатой": он делает это "забывши всё кругом".


Передавая ощущения, которые вызывает у лирического героя угасание дня, Фет рисует смену неясных, вызывающих у читателя ощущение недосказанности, картин, в которых поражает именно невозможность конкретизировать переживаемое душевное состояние ("прозвучало", "прозвенело", "прокатилось", "засветилось" - а что именно?) лирического героя, внимание которого обращают на себя самые разные моменты прекрасного летнего вечера.


"Чудная картина" (1841) - одно из стихотворений молодого Фета, в котором с большой силой проявилось его дарование лирика, в этом шедевре пейзажной лирики поэт показал своё умение создавать картину, исполненную динамики, за счет смены изображенных в произведении явлении.


Жизнь Афанасия Фета (1820-1892) сложилась, без преувеличения можно сказать, трагически: после блестящего литературного дебюта в начале 40-х годов последовала долгая полоса если и не забвения, то точно - умолчания вокруг его имени и творчества, затем - всплеск интереса к поэзии Фета в 1854-58-м годах, публикация его стихотворений в журналах, признание его творчества, и... снова забвение, на этот раз с унизительными обвинениями в "реакционности", "защите помещичьих интересов"


Сам Чехов назвал "Вишневый сад" комедией, хотя и признавался позднее, что "Вышла у меня… комедия, местами даже фарс". А великий режиссер К. С. Станиславский назвал произведение трагедией: "Это трагедия..." Проблема жанра и в самом дате является одной из самых сложных при изучении пьесы Чехова, хотя вроде бы и есть такой жанр, как трагикомедия, соединяющий в себе трагическое и смешное, только ведь в "Вишневом саде" и трагического-то вроде бы нет, так, обычное крушение не очень удачливых людей, которые продолжают жить дальше, не очень-то оглядываясь назад - отчего и забывают старого Фирса в покинутом всеми доме...


Первый из рассказов "маленькой трилогии" (кроме него, в трилогию входят рассказы "Крыжовник" и "О любви") стал одним из наиболее резких в творчестве Чехова и русской литературе вообще обличений “футлярности” духовного существования большей части русской интеллигенции рубежа веков, ее неспособности взять на себя ответственность за свою судьбу, ее боязни жить полноценной жизнью и стремления заменить жизнь подлинную придуманной.


Можно спорить о жанре произведения "Ионыч" (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь героя, это как бы "маленький роман", вместивший в себя этапы духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева. Вероятно, по жанру "Ионыч" можно считать повестью, однако по глубине охвата событий это произведение и в самом деле близко к романному жанру.


1-10 11-20 ... 281-290 291-300 301-310 311-320 321-330 ... 891-900 901-910