Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 291-300
Страницы: « 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 116 117 »

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, недалеко от города Брянска. Самое сердце России — широкие поля и высокие холмы, вековой лес, причудливые изгибы реки Десны, убегающей вдаль. По признанию самого поэта, именно в этом краю, где прошло его детство, рождалось в нём «неопределённое ощущение таинственности и благоговения...».


С одной стороны, Салтыков-Щедрин высмеивает народ за пассивность, верность начальству, даже сердится на него, с другой — сочувствует, показывая его забитость и доверчивость. Но самое страшное, что история ничему не учит этих людей!


Работу над «Историей одного города» (издана в 1870 году) писатель начинает в конце 1860-х годов. В январе 1869 года появились первые главы «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1).


Будущий писатель Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков) родился 15 января 1826 года в Тверской губернии, в семье зажиточных помещиков. В семье было восемь детей. Миша был любимчиком матери. На него возлагались большие надежды: умён, не по годам развит, имеет способности к учению.


Конечно, главным оппонентом Базарова становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Он человек «с принсипами» — именно так он произносил это слово. Всегда элегантно одетый, с надушенными усами, он являл собой образец благопристойного помещика. Автор намёками даёт понять, что перед нами — человек романтический, возвышенный, увы, не сумевший в практической жизни отстоять те самые «принсипы», которые он проповедует.


Ради образа Базарова написан весь роман. Он в центре всего, главный и пока что единственный нигилист — Базаров. Базаров — сын лекаря, представитель формирующегося общественного слоя разночинцев. Он привык добиваться всего своим трудом, и ему претит аристократизм, который он считает блажью бездельников.


Во время работы над романом «Отцы и дети» И .С. Тургенев принял важное решение. Осенью 1860 года, когда план будущего романа был обсуждён с В.П. Боткиным, писатель передал формальную записку своему бывшему соратнику И.И. Панаеву. В этой записке он официально извещал о том, что прекращает своё сотрудничество с журналом «Современник» и его новый роман будет опубликован в «Русском вестнике». Поводом стала рецензия, в которой среди других книг неодобрительно упоминался его роман «Рудин». Тургенев подозревал, что её неизвестным автором был Н.А. Добролюбов, на самом же деле рецензию написал Н.Г. Чернышевский.


В декабре 1853 года Тургенев возвращается в Петербург из своего имения Спасское-Лутовиново, куда он был сослан за публикацию статьи, написанной им на смерть Н.В. Гоголя. В Петербурге Тургенев тесно сотрудничает с журналом «Современник». Н.А. Некрасов, возглавлявший журнал, регулярно привлекает его к работе. Знаток европейской литературы, Тургенев советует, какие переводы заказывать и печатать, привечает также и русских поэтов.


Пьеса называется «Гроза», а не «Катерина Кабанова». Удушливая атмосфера вот-вот должна разрядиться освежающей грозой, и гроза становится в пьесе многозначным символом перемен. Именно от этой «грозы» бежит муж Катерины Тихон, хоть на несколько дней вырывающийся из Калинова. После его отъезда Катерина впервые получает (вместе с ключом от калитки в сад) возможность встретиться с давно приглянувшимся ей Борисом.


Лучшие черты Обломова пробуждаются в общении с Ольгой. Это один из редких случаев, когда автор не боится сказать что-то возвышенное, патетическое о своём герое. Он обращает внимание на чистоту помыслов Обломова, на рыцарское отношение к женщине: «Он втайне поклонялся чистоте женщины, признавая её власть и права, и приносил ей жертвы... Не раз он страдал за утраченное мужчиной достоинство...» В письме, отвергавшем любовь Ольги, героиня увидела — и не без оснований — осторожность, заботу о ней, боязнь за её счастье.


1-10 11-20 ... 271-280 281-290 291-300 301-310 311-320 ... 1151-1160 1161-1170