Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Народ в трагедии "Борис Годунов" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Народ, как он показан в трагедии «Борис Годунов», — от летописца Пимена, готовящего в своей келье «донос ужасный» потомкам на Бориса, до юродивого, возглашающего, что «нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит»; от массы людей, собравшихся у стен Новодевичьего монастыря, чтобы просить Бориса на царство, до толпы у дома Бориса в Кремле, объятой ужасом при известии о гибели царской семьи, — этот народ, не всегда сознающий свою силу, нередко совершающий ошибки, является истинным носителем нравственности.

Само введение в действие народных масс (как и большое число действующих лиц) было также навеяно Шекспиром. Пушкин хотел создать историческую хронику, какими славился Шекспир, своего рода трилогию, в которой могли бы ещё появиться «Дмитрий Самозванец» и «Василий Шуйский».

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением: да! мнением народным, —

говорит переметнувшийся на сторону Самозванца боярин Пушкин. Эти слова могут быть приняты как своеобразная формула, подчёркивающая силу и значение народного духа. Правда, обманутый (в сцене у Лобного места) словами этого боярина о Дмитрии как внуке Мономаха, который якобы идёт в Россию с миром, народ в порыве слепой ненависти «несётся толпою» к Кремлю с криками:

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!

Однако стоит прозвучать словам Мосальского о смерти Марии Годуновой и её сына Фёдора, как народ не спешит кричать «Да здравствует царь Димитрий Иванович!», а застывает в грозном молчании. Последние слова — «Народ безмолвствует».

Поддерживаемый какое-то время народным мнением, Самозванец может взойти на царский трон; лишённый поддержки народа — он обречён.

Народных симпатий не удостаивается и Борис Годунов. В массовой сцене у Новодевичьего монастыря есть и любопытство толпы, и убеждённость, что о серьёзных делах «ведают бояре, не нам чета». Но есть и ирония, и скепсис, заставляющий народ «выть», скорее, чтобы не опоздать, падать на колени, бросать ребёнка «об земь», чтобы его плач вплетался в общий вой, тереть луком глаза, чтобы вызвать слёзы, и мазать глаза слюной.

Борис сознаёт, что «живая власть для черни ненавистна», но со страхом говорят приближенные Бориса об «изменчивости, мятежности, суеверности» черни, о её приверженности «бесстыдной отваге», о том, что народ «колеблется безумно» (Шуйский), что «всегда народ к смятенью тайно склонен» (Басманов).

С этой тёмной, непонятной силой, интуитивно чувствующей, что нравственно, что безнравственно, что истинно, что ложно, необходимо считаться.

Проблема власти и морали увязывается Пушкиным с проблемой народа и власти. Если вспомнить, что трагедия «Борис Годунов» была написана накануне декабрьского восстания 1825 года, когда в стране разгорались политические страсти, споры о формах правления, о деспотии, то становится очевидно, что Пушкин создал не только историческое, но и глубоко злободневное произведение.

Не пройдет и года после завершения Пушкиным работы над трагедией, как опалы, тюрьмы, Сибирь, кандалы станут страшной реальностью, а царь Николай I будет сам «досужною порою» допрашивать декабристов.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1421