Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Бедные люди": анализ произведения Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

С появлением романа «Бедные люди» связана знаменательная история. В конце мая 1845 года Достоевский окончил переписывать роман набело и прочитал его Д.В. Григоровичу, снимавшему с ним одну квартиру. Восхищённый услышанным, Григорович передал рукопись Н.А. Некрасову, они читали её не отрываясь всю ночь и в четыре часа утра поспешили к Достоевскому выразить свой восторг. На следующий день Некрасов принёс роман В.Г. Белинскому со ставшими позднее хрестоматийными словами: «Новый Гоголь явился!» Белинский, сначала отнёсшийся с недоверием к такому известию, прочитал рукопись и под впечатлением от прочитанного попросил познакомить его с Достоевским. Критик назвал роман Достоевского произведением «начинающего таланта», сказав, что он «открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому» и что это «первая попытка у нас социального романа».

Таким образом, первыми читателями этого произведения были писатели Григорович, Некрасов и критик Белинский, и оно сразу получило высокую оценку взыскательных знатоков. «Бедные люди» были опубликованы 21 января 1846 года, и эту дату можно считать признанием Достоевского как всенародного русского писателя.

Тема романа — жизнь и судьба маленького человека, его внутренний мир, мечты и страдания. Русские писатели обращались к этой теме до Достоевского, поскольку она стала очень актуальной в 1830-1840-е годы в связи с изменениями в социальной жизни российского общества. Наиболее значительными произведениями, посвящёнными теме «маленького человека», были повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (1830) и Н.В. Гоголя «Шинель» (1839-1842). С героями этих повестей — мелкими чиновниками Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем Башмачкиным знакомится как читатель герой «Бедных людей» — Макар Девушкин.

В романе «Бедные люди» два главных героя — незначительный и почти нищий чиновник Макар Алексеевич Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара Добросёлова. Они соседи: Девушкин из своего окна может видеть занавеску на окне в комнате Вари. Казалось бы, они живут так близко, что их встречи можно описать на страницах романа непосредственно как реальные события. Однако Достоевский выбирает форму эпистолярного романа, то есть вся история отношений героев раскрывается в переписке, даже о своих встречах они пишут в письмах, как и обо всём происходящем вокруг. Переписка между ними, а значит, и действие романа длится около пяти месяцев. Из него читатель узнаёт историю короткой душевной близости двух людей и социальные условия их жизни — обо всём этом рассказывают сами герои в письмах друг другу. Так в произведении возникает картина социальной жизни, изображённая через восприятие и чувства героев. Этот принцип — соединение внешнего, социального, и внутреннего, психологического, — лёг в основу социально-психологической прозы Достоевского.

Для понимания новизны в изображении героя в произведении Достоевского особенно важны те эпизоды в письмах Девушкина, в которых он отзывается о прочитанных им повестях А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н.В. Гоголя «Шинель». Герой восторгается тем, с какой точностью переданы переживания Самсона Вырина в «Станционном смотрителе», и негодует на изображение Башмачкина в «Шинели», на которого он также очень похож. Девушкин не вдаётся в вопросы гуманизма обеих повестей, его не волнует сочувствие писателей к его бедной жизни — он протестует против того, чтобы изображалась только неприглядная, жалкая сторона его жизни, страдания и ничтожество. Поэтому он с возмущением пишет Варе: «...бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши! <...> что уж у него ничего не дожно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!»

 «Амбиция» и «заветное» для Девушкина — это внутренняя жизнь и достоинство, личность человека. Герой требует, чтобы в нём признали именно это. Таким образом, новаторство Достоевского в изображении маленького человека состоит в отношении к своему герою не как к объекту (предмету) описания, пусть даже очень сочувственного, а как к субъекту жизни, такому же, как и сам писатель. Впервые с явной силой эта особенность стиля Достоевского проявилась в романе «Бедные люди», и поэтому он получил такую высокую оценку — в молодом писателе увидели продолжателя традиций Пушкина и Гоголя. Автор поднимает своего героя на новый уровень. Прежде всего, он утверждает право маленького человека на бескорыстную, движимую душевным порывом любовь и заботу. В отношении Девушкина к Варе это проявляется в таких, казалось бы, незначительных, но трогательных деталях, как, например, радость героя, что отогнутый край занавески на окошке Вари — знак её внимания к нему.

Важнейшая сторона романа состоит в изображении чистых и прекрасных отношений людей наперекор жестокому и холодному миру расчёта и эгоизма. Мы видим, как постепенно стягивается паутина обстоятельств вокруг Вареньки Добросёловой, как мечется «маленький человек» Девушкин, проявляя благородство и высоту своей души, сопереживая другим и пытаясь предотвратить неизбежное — утрату Вари. Однако достижение Достоевского состоит не в том, чтобы показать, как жестокая жизнь поглощает человека и его высокие чувства. Напротив, Достоевский своим романом утверждает, что человека можно унизить, разрушить его жизнь, уничтожить, но нельзя заглушить в нём чувство любви и сострадания. Показательно последнее письмо Девушкина к Варе: он не упрекает её, не отворачивается разочарованно, а желает ей добра. Возможно, история о Макаре Девушкине помогает понять, почему Достоевский считал Дон Кихота самым великим героем в мировой литературе.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7351