Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Историческое и вымышленное в "Капитанской дочке"

  • Статья
  • Еще по теме

В романе «Капитанская дочка» Пушкин воссоздаёт российскую действительность XVIII века времён Пугачёвского восстания, с большой точностью обрисовывая характеры и детали. В этом писатель следует лучшим традициям исторических романов, главным образом шотландского романиста Вальтера Скотта. Однако новизна в разработке исторической темы Пушкина состояла в том, что он досконально, как учёный, изучил историческую эпоху и глубоко, как художник, проникся её духом. Такой подход отразился в написании Пушкиным двух произведений — исторического и художественного. Следовательно, во всех эпизодах, во всех образах романа можно увидеть точную историческую основу. Пушкин стремится сохранить верность исторической правде, когда же в художественных целях писатель должен отступить от фактов, он сохраняет дух истории и в деталях, и в характере героя. Например, капрал Белобородов не мог быть участником встречи Пугачёва с Гринёвым в Бердской слободе: судя по историческим свидетельствам, он примкнул к самозванцу позже,— но озлобленность этого характера потребовала его участия в этой сцене.

Для структуры романа и его идеи важно, что вымышленным героям любовного сюжета — Гринёву и Маше — помогают герои, чьими прототипами стали исторические личности — Пугачёв и Екатерина II. Характеры Петра Гринёва и Маши Мироновой собраны по крупицам из множества представителей того времени, в них отражены лучшие качества простых русских людей. Так вымышленные герои правдиво и с огромной точностью передают время. Исторические лица в описании Пушкина утрачивают официальность и приобретают живые, личностные черты. Хотя в основе этих образов лежит принцип историзма, например при изображении Пугачёва точно воспроизводится его поведение во время захвата крепости, обстоятельства казни, отношение к нему казаков-повстанцев, а при создании образа императрицы в финале романа писатель опирается на знаменитый портрет кисти В.Л. Боровиковского, Пушкин придаёт характерам и индивидуальные черты. Поэтому плутовское соседствует в Пугачёве с грозной внешностью, человеческое — со свирепостью, а в Екатерине II царская властность сочетается с мягкостью, строгость — с милосердием.

Изображение исторических лиц в романе передаёт традиционное народное представление о правителях, в котором сочетается преклонение перед властью и желание справедливости. Чертами мудрых монархов наделены царица Екатерина II и крестьянский государь Пугачёв. Поэтому Пушкин показывает сцены с их участием как бы глазами простого человека: эти сцены ёмкие, выразительные, в них ярко проявляется отношение народа к монарху, их можно сравнить с лубочными картинами, столь любимыми в народе.

Если в изображении Екатерины II и Пугачёва выражена надежда на мудрую власть, то в союзе Петра Гринёва и Маши Мироновой — вера в то, что раскол русского мира будет преодолён через любовь двух потомков истинно русских, старинных родов.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3796