Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Оренбургский фольклор в "Капитанской дочке"

  • Статья
  • Еще по теме

Исследователи «Капитанской дочки» обычно подчеркивают тесную связь ее с фольклором. Но поскольку это произведение создано Пушкиным на материале его оренбургской поездки, то вполне закономерно поставить вопрос и о месте фольклора Оренбуржья в «Капитанской дочке».

Как указывает оренбургский исследователь Н. Е. Прянишинков, во время своего путешествия по Оренбургскому краю Пушкин «проявлял большой интерес к местному фольклору». Однако аргументировать это положение трудно, так как фольклорные записи Пушкина сохранились не полностью. Правда, исследователи предполагают, ссылаясь на воспоминания Даля, Ворониной, Кайдалова, и особенно Блиновой, что записей народных песен и преданий могло быть больше. Так, А. Д. Соймонов утверждает, что «оренбургские фольклорные материалы, услышанные и записанные Пушкиным, были весьма обширны».

Без фольклора, бытовавшего в местах Крестьянской войны под предводительством Пугачева, невозможно было воссоздать героический образ предводителя восстания, сказать о русском национальном характере.

В «Капитанской дочке» используются пословицы и поговорки, которые бытовали в XVIII— XIX вв. в Оренбургском крае. Народная разбойничья песня «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», включенная в главу «Незванный гость», хотя и взята Пушкиным из сборника М. Чулкова в записи XVIII века, но могла быть услышана им и во время поездки в Оренбургскую губернию, так как текст этой песни был записан в нашем крае семьей Языковых (для собрания народных песен П. В. Киреевского) во второй четверти XIX века. Песни, используемые в качестве эпиграфов к главам романа, также известны в Оренбуржье, о чем свидетельствуют записи, сделанные оренбургскими собирателями народных произведений.

В «Капитанскую дочку» (гл. «Мятежная слобода») включена калмыцкая сказка об Орле и Вороне, которую рассказывает Пугачев Гриневу. В известных записях оренбургского фольклора точно такой сказки нет, но противопоставление орла как символа вольности, силы и власти, и ворона, питающегося мертвечиной, характерно и для казачьих песен, и для казахских и башкирских преданий и сказок, бытующих в Оренбургском крае.

Включение в «Капитанскую дочку» тех фольклорных произведений, которые бытовали в Оренбуржье, помогло Пушкину воссоздать местный колорит края, где проходила Крестьянская война под предводительством Пугачева.

Источник: XXVII Пушкинская конференция. Тезисы докладов. Оренбург, 1983.

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3038