Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

История любви Гринева и Маши Мироновой в "Капитанской дочке"

  • Статья
  • Еще по теме

Сюжетная линия любви героев построена по канонам волшебной сказки: двое молодых влюблённых преодолевают все препятствия на пути к счастью. Подобно тому как в сказке добро всегда торжествует над злом, молодые люди в конце романа соединяются для брака и долгой счастливой жизни. Это стало возможным благодаря многим удачным обстоятельствам, введённым автором в повествование, но главная причина их соединения имеет нравственную основу. Дело в том, что Маша Миронова и Пётр Гринёв на всём протяжении романа не совершили ни одного предосудительного поступка, не произнесли ни одного лживого слова. Таков нравственный закон жизни, отражённый и в сюжете народной любви, и в сюжете любви Маши и Гринёва.

Первое испытание Маши произошло ещё до появления Гринёва в крепости: Швабрин сделал предложение девушке и получил отказ. Маша отвергает саму возможность стать женой Швабрина: «...как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Швабрин старается не допустить симпатии Гринёва к Маше: после приезда Гринёва в крепость он оклеветал семью Мироновых и выставил Машу перед Гринёвым «совершенною дурочкою».

Когда Швабрин заметил эту симпатию Гринёва к Маше, он попытался уничтожить зарождающееся чувство, оболгав девушку, заявляя, что знает «по опыту её нрав и обычай». Лучшей характеристикой Гринёва становится не только то, что он немедленно называет Швабрина лжецом и мерзавцем, но и то, что он ни на мгновение не усомнился в любимой девушке. Этот эпизод отмечает начало ненависти Швабрина к Гринёву, поэтому на дуэли он пытается заколоть Гринёва насмерть, подло воспользовавшись ситуацией. Однако тяжёлое ранение Гринёва привело к тому, что Пётр и Маша открыли друг другу свои чувства.

Следующий этап развития сюжетной линии любви и испытаний Маши и Гринёва начинается с запрета Андрея Петровича Гринёва сыну на брак с Машей. Особенно недостойным выглядит донос Швабрина отцу Гринёва после того, как Гринёв искренне простил Швабрина за нанесённую рану. Гринёв понимает цель Швабрина: удалить соперника из крепости и оборвать его отношения с Машей. Новое испытание начинается вместе с восстанием: козни Швабрина становятся всё более угрожающими. Принуждая Машу выйти на него замуж, он тем самым хочет приобрести власть над ней. И последняя встреча Гринёва со Швабриным на суде показывает, что тот во что бы то ни стало хочет увлечь за собой к гибели Гринёва: он оговаривает соперника, обвиняя его в предательстве. Швабрин не упомянул на суде имя Маши не из самолюбия или остатков любви к ней, как предполагал благородный Гринёв, а потому, что это могло привести к оправданию Гринёва, а Швабрин такого допустить не мог.

Почему же Швабрин так упорно хочет жениться на Маше, почему он всячески разрушает её союз с Гринёвым? Жизненные, психологические причины такого поведения очевидны. Они убедительно, с реалистической точностью переданы Пушкиным и в изображении ситуаций, в которые попадают герои, и в описании характеров героев.

С одной стороны, Гринёв, Маша и Швабрин являются обычными персонажами романа, такими же, как и остальные. С другой — их образы имеют символическое значение. Маша — образец душевной чистоты и нравственной высоты, в философском плане она воплощает собой добро. Швабрин не совершает ни одного доброго поступка, не произносит ни одного правдивого слова. Душа Швабрина мрачна, ему не ведомо добро, его образ в романе выражает зло. Мысль автора, которую он через сюжет о любви хочет донести до читателя, заключается в том, что стремление Швабрина жениться на Маше означает стремление зла укрепиться в жизни людей. Гринёв же получает в романе высокий статус героя, представляющего всех людей. Именно человек должен сделать выбор между добром и злом, спасти добро, как Гринёв спас Машу. А зло стремится этому воспрепятствовать, поэтому Швабрин всеми силами старается разлучить Гринёва и Машу. Таков смысл нравственно-философской притчи, лежащей в основе любовной линии романа. Таким образом, Пушкин утверждает, что разрешение исторического и личного конфликтов лежит в нравственной сфере, зависит от душевного выбора человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8386