Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Раннее творчество Достоевского: характеристика, произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Литературный дебют Фёдора Михайловича Достоевского состоялся в 1845 году. Его роман в письмах «Бедные люди» был сразу высоко оценён В.Г. Белинским, Д.В. Григоровичем, Н.А. Некрасовым. Героями этого произведения стали бедный чиновник Макар Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара. В течение 1840-х годов творчество Достоевского в основном было посвящено незаметным жителям Петербурга, то есть героем его произведений становился не представитель какого-нибудь привилегированного сословия, а человек, каких большинство.

Основной конфликт в ранних произведениях Достоевского — столкновение человека, обладающего чувствительным сердцем, ранимой душой, с бездушной действительностью, холодными и безжалостными законами петербургской жизни. Неизбежным следствием этого столкновения было разрушение идеалов, разочарование, страдание — человек или волею обстоятельств оставался одиноким, или сам отгораживался от людей. Достоевский хорошо знает жизнь петербургских «углов» и подробно описывает как духовное существование, так и быт своих героев. Уже в раннем творчестве определилась основная черта Достоевского-прозаика — внимание к личности человека. Это отразилось в тонком психологизме, соединяющемся с предметной детализацией описаний. Таковы повести «Господин Прохарчин» (1846), «Двойник» (1846), «Слабое сердце» (1848), «Неточка Незванова» (1849).

Одним из центральных героев в ранних произведениях Достоевского, помимо мелкого чиновника или бедной девушки-сироты, является тип героя-мечтателя — молодого человека, живущего идеалами любви, сострадания, добра. Мечтатель Достоевского живёт в пошлой среде, ходит по грязным улицам, среди бесчувственной толпы, но душа его открыта мечте, он как будто не замечает всего вокруг. Такое соединение мечты и чувства с подробностями быта критики называли сентиментальным натурализмом. Яркое воплощение этого типа героя мы видим в повести, названной Достоевским сентиментальным романом, «Белые ночи» (1848). Обратите внимание на название, включающее в себя слово «ночи»: Достоевский точно выбирает время суток, когда происходят события. Это единственное время для молодых мечтателей, когда они могут отвлечься от угрюмой жизни, освободиться от дневных забот, услышать зов любви и проникнуть в тайну. Поэтому Достоевский свою повесть строит таким образом, что события в ней происходят ночью. В повести описаны четыре такие ночи, каждая из них образует следующую главу: «Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья», «Ночь четвёртая» и, наконец, печальное пробуждение — «Утро».

Эти ночи — время встреч двух героев: молодого Мечтателя, чиновника-разночинца, и юной девушки — Настеньки. Они встречаются в период белых ночей в Петербурге, сияние которых освещает чистых и ясных душой героев в блеске каналов и полутьме улиц города. Вся повесть пронизана лиризмом и поэзией, создаёт романтическое настроение. Поэтому Достоевский выбирает в качестве эпиграфа цитату из лирического стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (1843):

...Иль был он создан для того,

Чтобы побыть хотя мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть «Белые ночи» продолжает традиции немецкой романтической литературы, в частности творчества Э.Т.А. Гофмана, близкой по времени русской литературе. Мечтатель напоминает героев повести «Невский проспект» Н.В. Гоголя и цикла повестей «Русские ночи» В.Ф. Одоевского. Одним из прототипов образа Мечтателя был близкий друг Достоевского поэт-лирик А.Н. Плещеев, которому и посвящена повесть. Присутствуют в ней и автобиографические мотивы. Сам Достоевский писал, вспоминая свою юность, которую он провёл в мечтах: «Не было минуты в моей жизни полнее, святее, чище». Повесть «Белые ночи» как одно из самых светлых и добрых произведений Достоевского послужила источником вдохновения для художника М.В. Добужинского, создавшего к ней классические иллюстрации, и для кинорежиссёра И.А. Пырьева, снявшего фильм по её сюжету.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12630