Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 801-810
Страницы: « 1 2 ... 79 80 81 82 83 ... 116 117 »

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:


В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении. В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса. Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость.


Лирический герой стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев), анализ которого мы проведем, передает свое восхищение первыми грозами в начале мая. Он вслушивается в раскаты грома, воспринимая их как детскую резвость природы, заражающую весь мир, который «вторит весело» их игре. В первых трех четверостишиях (четырехстопный ямб) возникает образ грозы, «грохочущей», гремящей над лесом и горой. 


Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого мы проведем, отделено от юношеского творчества Лермонтова всего несколькими годами, но за это время в жизни поэта произошли важные перемены. Оно написано «узником», создано заключенным в Главном штабе, ожидающим решения суда о своей дальнейшей судьбе. Автобиографические моменты усиливают значение вывода, содержащегося в произведении, где утверждается возможность гармонии, «счастья... на земле», постижения божественного смысла бытия.


В этом стихотворении создан образ моря. Заметна реминисцентная основа, обусловленная очевидным вниманием автора к мотивам пушкинского творчества начала 1820-х годов. «Парус одинокий» появляется в стихотворении Пушкина «Близ мест, где царствует Венеция златая...» (1827).


Пейзаж в юношеском стихотворении Лермонтова «Весна» появляется как параллель переживанию лирического героя. Их соответствие выявляет необычность его мироощущения. Его душа еще «неопытна», жизнь только открывается перед ним, подобно тому, как весной пробуждается природа:


В отличие от «Зимнего утра», стихотворение «Осень», анализ которого мы проведем, имеет жанровую характеристику. Это отрывок (подзаголовок), для которого важны открытость сюжета, включающего как лирические, так и эпические элементы, наличие изобразительного ряда. Такой жанр предоставляет значительные возможности для пейзажной лирики, однако и в нем главным является выразительная художественная цель.


В стихотворении «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого мы проведем, мотив движения передается в первую очередь с помощью временных подробностей. Вечор (вчера вечером) мела вьюга, носились тучи, луна выглядела «бледным пятном», едва «желтела» на фоне «мутного неба», все печалило и удручало, не хотелось и глядеть в окно.


Стихотворение Пушкина «К морю»  начинается с мотива прощания с морем, который имеет автобиографическую основу: поэт уезжает из Одессы в Михайловское. Кроме этого, расставание с дорогим краем обращает к образам поэмы Байрона, так как лирический герой, как и Чайльд-Гарольд, после него ощущает, что «сердцем опустел».
 


Пейзаж («лазурное море»), как и в элегии «Вечер», является основой содержательного уровня стихотворения Жуковского «Море», анализ которого нас интересует. Лирический герой «очарован» движением волн, похожим на дыхание («Чем дышит твоя напряженная грудь?»), отражением «светозарной лазури» в зеркале воды, где видны восходы, закаты, золотые на заре облака, звезды, тучи. Море — «бездна», но не страшная, а «покойная», неподвижная. 


1-10 11-20 ... 781-790 791-800 801-810 811-820 821-830 ... 1151-1160 1161-1170