Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 396
Показано материалов: 301-310
Страницы: « 1 2 ... 29 30 31 32 33 ... 39 40 »

Образ Григория Мелехова продолжает традиционную для русской литературы галерею образов правдоискателей. Но для убежденного сторонника большевиков такая позиция враждебна. «Твои слова — контра! — холодно сказал Иван Алексеевич».


Шолохов при работе над «Тихим Доном» с самого начала понимал, что создает не просто роман. В это время его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н.Толстого, сочетающая жанровые признаки романа и эпопеи.


В этом произведении М. А. Шолохов не ограничивается рассказом об отдельных событиях Гражданской войны. В "Тихом Доне" наряду с задачей передать всю глубину народной трагедии ставилась и иная цель — показать закономерности эпохи эпического масштаба. Именно поэтому "Тихий Дон" начинается с рассказа о мирной жизни хутора Татарского.


В 1950 — 1960-е годы значительно разнообразился жанровый диапазон драматургии. Развиваются комедия, социально-психологическая и историко-документальная драмы. В большей мере, чем в прозе и поэзии, усиливается интерес к молодому современнику, к реальной жизни в ее острейших противоречиях.


В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О. Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова. Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности.


Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр лирического дневника позволял автору создать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события.


Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма, на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс.


Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. Сталина, получил образное определение — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В эти годы были сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена.


Характерной особенностью постмодернизма в литературе является признание разнообразия и многообразия общественно-политических, идеологических, духовных, нравственных, эстетических ценностей. Эстетика постмодернизма отвергает ставший уже традиционным для искусства принцип взаимосвязи художественного образа и реалий действительности.


В связи с публикацией повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году имя А. И.Солженицына стало известным всей стране. Впервые в советской литературе в мельчайших подробностях был описан быт политзаключенного. В читательской среде повесть Солженицына была воспринята неоднозначно: одни благодарили писателя за правду, другие были возмущены «клеветой».


1-10 11-20 ... 281-290 291-300 301-310 311-320 321-330 ... 381-390 391-396