Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Охота на волков" (Высоцкий): о чем песня, история создания

  • Статья
  • Еще по теме

«Охота на волков» — песня В.С. Высоцкого. При жизни автора не публиковалась и даже в составленный Р. Рождественским посмертный сборник «Нерв» (1981 г.) не вошла. Впервые опубликована в журнале «Аврора» (1986, №9) и в сборнике «Кони привередливые» (1987 г.). Комментированное издание песни осуществлено в двухтомном собрании сочинений поэта.

«Охота на волков» Высоцкого написана между 17 июля и 29 августа 1968 г. в селе Выезжий Лог Красноярского края, во время съемок фильма «Хозяин тайги». Одновременно Высоцкий работал над другой знаменитой песней — «Банькой по-белому». Первая написанная им песня датирована 1960, а с 1965 г. он начинает выступать с публичными концертами. Множащиеся магнитофонные записи вскоре принесли Высоцкому необычайную популярность, но и сделали его имя (как и сам факт ничем не регламентированных подпольных концертов) крамольным для советских чиновников. Летом 1968 г. в прессе развернулась кампания травли Высоцкого, откликом на которую, вероятно, и стала «Охота на волков».

«Все не так, ребята», — пел Высоцкий в «Моей цыганской» (зима 1967—1968 гг.). Осознание того, что «все не так», конфликт с мнением большинства, с общепринятыми нормами определяет характер самых различных персонажей его песен («Того, который не стрелял», «Сентиментального боксера», влюбившегося в Антилопу Жирафа, и др.). В «Охоте на волков», песне чрезвычайно личностной и исповедальной, очередная авторская маска избрана не с целью смягчить басенными средствами маргинальную мораль, но для усиления драматизма и экспрессивности сюжета. Метафора, развивающая закон зоны «человек человеку волк», восходит к ранним «блатным» стилизациям Высоцкого. Романтические «серые хищники» обречены на сочувствие слушателя хотя бы потому, что силы заведомо не равны. «Игра» охотника и жертвы происходит не по правилам, точнее — по несправедливым правилам. Основа драматического сюжета песни — конфликт героя с впитанными с молоком искаженными нормами: «Мы, волчата, сосали волчицу / И всосали: нельзя за флажки!». Но романтический герой Высоцкого органически не в состоянии «выдавливать из себя по капле раба» — ему необходим резкий, гибельный жест, рывок. Волк, рванувший вопреки законам природы за флажки, — аллегория поэта. Но удивительным образом он пришелся впору всем обитателям жестко регламентированного советского (и постсоветского) пространства: от уголовников до партийных боссов и от диссидентов до бизнесменов эпохи первоначального накопления.

В 1978 г. Высоцкий написал песню «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолетов». В разгар «эпохи застоя» романтические порывы становятся уже не просто невозможными, но нелепыми. Для тотальной бойни с вертолета уязвимы все, «даже тот, кто нырял под флажки». Единственно возможная модель поведения романтического героя в подобной ситуации — осознать себя последним хранителем былой славы: «...Я живу, но теперь окружают меня / Звери, волчьих не знавшие кличей, — / Это псы, отдаленная наша родня...». «Улыбающийся волчьей ухмылкой врагу», «обнажая гнилые осколки», герой песни уже утратил щенячью веру в возможность «равной свары», но сохранил последнюю надежду — на то, что сумеет умереть достойно.

«Охота на волков» Высоцкого вошла в спектакль «Берегите ваши лица!» Московского театра драмы и комедии на Таганке (1970 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
24
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 19172