Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 361
Показано материалов: 291-300
Страницы: « 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 36 37 »

Значимый для Ю. Трифонова архетип дома показан через восприятие одного из героев. Обобщение конкретного топоса, места проживания человека позволяет автору выразить разную гамму чувств и мыслей. Определяется время, более широко — культура определённого периода, отношения людей как составляющая эпохи.


В произведениях Трифонова Юрия Валентиновича время застыло своеобразным символом, переданным через нравственные судьбы его героев. Необычный и неординарный подход писателя казался «не ко двору», его упрекали в отсутствии социальных персонажей, чётко выраженной авторской позиции. Со временем стало ясно, что он предопределил появление целого ряда писателей, названных критиком В. Бондаренко «поколением сорокалетних» (к ним он относит А. Кима, Р. Киреева, А. Курчаткина, В. Маканина).


В романе «Время и место» (Трифонов), созданном в 1980 году, впервые прослеживается жизнь и судьба творческой личности за большой период времени, с 1930-х годов по 1970-е. Позже, в исследованиях литературоведа М. Абашевой, данная жанровая разновидность была названа метапрозой. Перед нами «роман о писателе, пишущем роман о писателе, который в свою очередь что-то пишет о писателе…».


Постепенно выстраивая свой цикл, Трифонов пишет роман «Старик» (1978), где интересующая писателя «нетерпимость» выразится через конфликтную ситуацию романа. Окажется, что современной молодежи чужды идеологизированные революционные устремления их дедов. Попытка реабилитировать казачество, ставшее первой жертвой во времена репрессий, позволит некоторым критикам вывести переклички с романом М.Шолохова «Тихий дон» и судьбой Григория Мелехова.


Если Луговской и Твардовский, осмысляя с высот «середины века» пути родины и народа, каждый по-своему стремились к возможной полноте воссоздания большой исторической эпохи, отразившейся в человеческой душе, то для Ахматовой характерно прежде всего обращение к трагическим, узловым моментам, где скрещиваются противоречии времени, для нее важно постичь и раскрыть во всей неповторимости их глубинную суть.


Стихи, составившие «Реквием», создавались с 1936 по 1940 г. и на протяжении многих лет хранились лишь в памяти автора и близких ей людей. В новых исторических условиях А. Ахматова завершила лирический цикл «Реквием», создав художественно цельное произведение, близкое жанровым характеристикам поэмы.


Первый сборник Евгения Александровича Евтушенко (род. в 1932 году) называется «Разведчики грядущего». Он был издан в 1952. Сборник был ученическим — поэт назвал эту книжку «ходульно-романтической». В стихах, посвященных работе геологов, было немало риторики, описательности. Но уже в следующих книгах — «Третий снег» (1955 год), «Шоссе энтузиастов» (1956 год), «Обещание» (1957 год) — голос поэта звучит отчетливее и увереннее.


Для Бориса Абрамовича Слуцкого( 1919—1986) характерна тяга к подробностям и деталям. Вместе с тем его, как, например, А. Межирова и С. Орлова, неотступно влекло к себе Время, История. «… всегда между строк — / Я историю излагаю». И стихи Слуцкого, вошедшие в сборник «Время» (1959), — это своего рода поэтическая летопись военной и послевоенной поры.


Александр Петрович Межиров (1923 - 2009 гг.) еще в годы войны писал стихи, в которых герой одновременно находится в прошлом, ставшим до ощутимости реальным, как бы происходящим в настоящий момент, и в отдаленном будущем («Человек живет на белом свете...», 1944).


Проза Юрия Павловича Казакова занимает особое место, несколько отстранённое от официальной советской литературы середины XX столетия. В какой-то мере он является предтечей в развитии ряда тем, ставших ведущими в последующие годы.


1-10 11-20 ... 271-280 281-290 291-300 301-310 311-320 ... 351-360 361-361