Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 303
Показано материалов: 291-300
Страницы: « 1 2 ... 28 29 30 31 »

Первая книга прозы Михаила Афанасьевича именовалась по заглавной ее повести — «Дьяволиада» (год создания - 1925). Несмотря на заявленный в названии мистицизм, основное содержание данной книги составляли картины каждодневного быта. Именно в нем Булгаков, вслед за Гоголем, видел мистику. Он как бы пытался постичь мистицизм, нелогичность, «неразумность» общественного бытия. На этом фундаменте покоится и булгаковская сатира.


При том, что Булгаков не выступал за реставрацию старой жизни, он не спешил идеализировать новую Россию. Премьера комедии под названием «Зойкина квартира» (в Третьей студии МХТ, будущем Вахтанговском театре), которая состоялась через 3 недели после премьеры «Турбиных», показала это со всей наглядностью. Граф Обольянинов, сентиментальный монархист, Зоя Пельц, предприимчивая хозяйка мастерской, авантюрист Аметистов — совсем другой, чем в «Турбиных», мир.


Основная идея, которой пронизаны все произведения Андрея Платонова, это «идея жизни», как он сам ее определял.

Постичь, что такое жизнь, овладеть ее тайной, понять творческий смысл бытия и в конечном итоге обрести бессмертие — вот основной круг проблем, который, по мнению писателя, стоит перед человечеством.


Несмотря на активное неприятие идеологической на­правленности романа «Мы», многие современники отмеча­ли его бесспорные художественные достоинства (К. Федин, М. Горький), благодаря которым он стал значительным явлением литературы XX столетия.


За «Елкой» идет один из самых длинных рассказов цикла — «Великие путешественники». Он также один из позднейших (впервые опубликован в «Звезде», 1940, № 10). Здесь рассказывается о приключениях автора в возрасте шести лет, когда он со старшей сестрой и сыном дачной хозяйки отправился тайком в кругосветное путешествие.


«Елка» — шестой рассказ в цикле — был опубликован первым. Он появился в номере «Ленинградской правды» от 1 января 1938 г. и затем в нескольких сборниках Зощенко. В этом рассказе больше, чем в остальных, обнажается библей­ский фундамент всего цикла. Рассказчик в «Елке» сознатель­но, умышленно отведывает запретного плода и за это нака­зан. В этом рассказе автор точно указывает свой возраст и возраст сестры во время описываемых событий. Сравнивая его с другими историями, мы видим, что события в нем происходят раньше других, т. е. что описанное здесь первородное грехопадение предшествует всем остальным приключениям.


В рассказе «Тридцать лет спустя», впервые опубликованном в «Звезде» (1940, № 3-4), переплетаются темы детской ревности, разного отношения взрослых к детям, еды и подарков, но теперь они приводят к другим результатам, в отличие от предыдущих рассказов цикла. Это произведение тоже начинается со сравне­ния брата и сестры: у них разная склонность к заболеваниям, и реакция родителей на страдания каждого разная.


Рассказ «Галоши и мороженое» впервые был опубликован в «Крокодиле» (1939, № 5). Здесь, по сравнению с предыдущим рассказом цикла («Не надо врать»),  нарастает серьезность проступков, совершенных детьми, нарастают и последствия. Рассказчик вводит нас в действие, говоря о своей детской любви к мороженому и о том, что мать, беспо­коясь за здоровье детей, не позволяла его есть ни ему, ни сестре.


Первый рассказ цикла «Леля и Минька», «Не надо врать» (впервые опубликован­ный в «Звезде», 1940, № 3—4), задает тон следующим. Слу­чай, о котором повествуется здесь, появляется также в  «Перед восходом солнца», где называется «Это недоразуме­ние». В обоих «вариантах» рассказчик, испуганный перво­классник, не может прочитать наизусть стихотворение Ники­тина «Зимняя ночь в деревне»  и получает плохую отметку.


Среди многочисленных сочинений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов, озаглавленных «Леля и Минька». Все они, кроме одного, появились в 1938— 1940 годах и публиковались не в том порядке, в каком были расположены позже. Когда Зощенко, наконец, опубликовал их вместе (в 1946 г.), под общим заголовком, выбранный им порядок связал рассказы так умело, глубоко и последователь­но, что эти восемь вещей образовали вполне единое целое, безупречное по структуре.


1-10 11-20 ... 271-280 281-290 291-300 301-303