Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Солнце мертвых" (Шмелев): описание и анализ повести

  • Статья
  • Еще по теме

«Солнце мертвых» — повесть И.С. Шмелева. Впервые напечатана в трехмесячном издании «Окно» (Париж, 1923 г.). Отдельное дополненное издание: Париж, 1926.

Вскоре после публикации повесть «Солнце мертвых» Шмелева была переведена на несколько европейских языков и произвела большое впечатление на читателей. В повести воссозданы события, последовавшие за разгромом Белой армии в Крыму. Шмелев определил ее как «эпопею», и это определение жанра справедливо лишь в смысле глубины и масштабности чувства трагизма, пережитого и прочувствованного героем повести. «Солнце мертвых» — трагическое повествование о красном терроре в Крыму, история гибели жизни. Благодаря воплощенной в нем теме боли и страдания, ставшего результатом глубокого потрясения, в критике 20—30-х гг. повесть нередко сопоставлялась с «Записками из мертвого дома» Ф.М. Достоевского. Изображение ограничено пространственными рамками небольшого приморского городка, не названного по имени.( Некоторые топонимы окрестностей позволяют говорить о том, что действие происходит в Алуште.) Повесть носит характер документального и пристрастного свидетельства, в ней действуют реальные герои и раскрываются подлинные события, что ставит ее в один ряд с известным дневником И.А. Бунина «Окаянные дни». Достоверные реалии, однако, вырастают здесь до уровня вселенского масштаба.

Одной из причин обращения к трагической теме была гибель сына писателя, Сергея Шмелева, расстрелянного чекистами без суда и следствия в январе 1921 г. В самой повести личная трагедия не нашла прямого отражения, однако факт ее умолчания делает изображаемое еще более масштабным, лишенным частностей личной судьбы. Событийная значительность создается также благодаря нагнетанию отдельных фактов: голодной смерти, убийств, расстрелов обитателей городка. Часто используется прием противопоставления по принципу настоящее — прошлое, и такая ретроспекция приобретает символический характер: время словно поворачивается вспять, в доисторическую тьму, происходит вырождение жизни и человеческой души. Апокалипсическая значительность происходящего подчеркивается частым употреблением слова «конец», особенно в названиях отдельных глав-рассказов: «Конец Павлика», «Конец Бублика», «Конец доктора», «Три конца», а последняя глава имеет название «Конец концов». Героями книги являются доктор Михаил Иванович, молодой писатель Борис Шишкин, профессор философии Иван Михайлович, дети Ляля и Володичка, «праведница-подвижница» Танечка, неугомонная Мария Семеновна, дети, животные. Вместе взятые, их положительные образы составляют единый мир доброты и красоты души, стремящийся противостоять злу, но не выдерживающий разрушительной силы мира кровавого насилия. В повести ощутим гневный обличительный пафос, проявляющийся не только в резко контрастных образах жизни и смерти, в апокалипсическом мотиве мертвого солнца, он звучит и открыто в монологе героя-повествователя: «Новые творцы жизни, откуда вы?! С легкостью безоглядной расточили собранное народом русским! Осквернили гроба святых...».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4519