"Случаи" (Хармс): описание и анализ цикла рассказов
«Случаи» — цикл рассказов Д.И. Хармса. Составлен в 1939 г. из 30 текстов (первоначально — 31) 1933—1939 гг. Существовал в виде рукописной книги. В 1960—1980-е гг. отдельные рассказы и весь цикл распространялись в «самиздате» и публиковались (по самиздатским копиям) за рубежом. «Случаи» наравне с повестью «Старуха» (1939 г.) являются наиболее масштабными прозаическими произведениями Хармса. В цикле соединены различные мотивы прозы Хармса: сон («Случай с Петраковым», «Сон», «Потери», «Сон дразнит человека»), полет в небеса («Молодой человек, удививший сторожа»), смерть старухи («Вываливающиеся старухи»), убийство («Суд Линча»), внезапно появляющийся шар («Макаров и Петерсен №3», «Математик и Андрей Семенович») и др. В цикле достигают эстетической зрелости некоторые качества короткой прозы Хармса: повторы (буквальные повторы или аналогичные предложения) имеют суггестивное значение и меняют понимание фраз; ясная структура текста в сочетании с алогизмом сюжета; бытовые приметы, натурализм в описаниях — и символический смысл, сквозящий в тексте. Два рассказа взяты из других циклов («Голубая тетрадь №10», «Макаров и Петерсен №3»), что особенно ярко показывает тесную связь цикла с контекстом всей прозы Хармса 1930-х гг. Слово «случай» является постоянным «словом-сигналом» на всем протяжении творчества Хармса (ср. стихотворение 1926 г. «Случай на железной дороге») и связано с «ситуационной заумью» — так назвал одну из черт поэтики Хармса его друг, философ Я.С. Друскин. В поэтической части декларации ОБЭРИУ (Объединение реального искусства, в которое Хармс входил в 1926-1931 гг.) о текстах Хармса сказано, что в них «в момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла». Текст-«случай» становится испытанием смысла слов, а также испытанием человека и его положения в мире («Сундук»). «Случай» связан с изменением движения времени и его восприятия, с изменением мира в тексте (так, по мнению М.Б. Ямпольского, речь Петрова об американском небоскребе в рассказе «Суд Линча» превращает российский город в американский, тем самым делает возможным событие, вынесенное в заголовок). «Случай» — событие или «не-событие», в котором становятся проблематичными и смысл предметов и событий, и возможности их описания. Поэтому одна из важнейших художественных задач цикла — критика и переосмысление литературы как особого способа понимания реальности. Цикл «Случаи» Хармса — единое целое, обладающее определенными сюжетами. Развитие сюжета от первого рассказа к последнему — это развитие от представления человека как условного, чисто языкового конструкта к описанию человека одушевленного (хотя у него и «маленькая душа»); посмертный путь его души непостижим и неописуем. Происходит своего рода восхождение: от остранения процесса литературного авторства и осознания его условности — к воссозданию неизбежной ограниченности человеческого сознания в целом. Это вписывается в общий контекст позднего творчества Хармса: позиция авторства осознается как условная и отчужденная, авторство связано с внеположными автору законами литературного творчества, но эта отчужденная позиция — единственная возможность ответственного, вменяемого творчества. В короткой прозе Хармса были угаданы и развиты принципы стилистики и поэтики (алогичность и структурированность, «реальное искусство»), которые впоследствии были переоткрыты русской новаторской прозой 1950—1960-х гг. (Андрей Сергеев, Георгий Балл и др.); более поздние эксперименты в короткой прозе (Николай Байтов, проза Генриха Сапгира в 1990-х и др.), по-видимому, непосредственно учитывают опыт Хармса, хотя и не в качестве прямого источника. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7838
| |