Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

"Поэма без героя": описание произведения из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Поэма без героя» — поэма А.А. Ахматовой. Начата в 1940 г., писалась до последних дней жизни Ахматовой. Наиболее полная прижизненная публикация первой части «Поэмы» — в сборнике «Бег времени» (1965 г.). Все три части вместе — в «Избранном» (1974 г.). Различные редакции и варианты, а также строфы, не вошедшие в текст «Поэмы» — в подготовленном В.М. Жирмунским томе «Библиотеки поэта» (1976 г.).

Первая («ташкентская») редакция «Поэмы...» датируется 1940—1942. Ахматова с самого начала задумывала трехчастную структуру и название «Триптих» долгое время конкурировало с основным названием, подсказанным строкой из стихотворения Н.С. Гумилева «Современность»: «Может быть, мне совсем и не надо героя...». С именем Гумилева связана «линия отсутствующего героя». Ахматова создавала редакции еще в 1946, 1960 и 1962 гг., однако и в 1963 г. в «Поэме без героя» появляются новые строфы, а последняя дата работы над «Поэмой» — 19 апреля 1965 г. По объему окончательная редакция превышает «ташкентскую» почти вдвое. Канонического текста «Поэмы» не существует, так как Ахматова, стремясь опубликовать произведение, шла на цензурные уступки, перекочевавшие в последующие издания уже как последняя авторская воля. Замененные точками строфы во второй части «Поэмы...» («решка») стали известны благодаря публикациям Л.К. Чуковской.

Неоконченность и нескончаемость «Поэмы без героя» (по свидетельству людей, близко знавших автора, будь Ахматова жива, она бы продолжала над ней работу) объясняют особой структурой «самопорождающего» текста. «Поэма без героя», прежде всего, поэма о Поэме — текст, повествующий о собственном происхождении и о своеволии замысла. Одним из толчков к ее созданию послужила разборка Ахматовой архива, в том числе бумаг, оставшихся от эмигрировавшей в 1924 г. актрисы Ольги Глебовой-Судейкиной. Там, вероятно, находились и стихи влюбленного в Судейкину Всеволода Князева, две строки которого стали одним из эпиграфов «Поэмы...»: «Любовь прошла — и стали ясны / И близки смертные черты...». Самоубийство Князева в 1913 г. нашло отражение во втором вступлении к циклу «Форель разбивает лед» дружного с ним М.А. Кузмина. Довольно значимо также сходство метрической структуры «Поэмы» со «Вторым ударом» «Форели». Известно, что Ахматова читала одноименный сборник Кузмина в 1940 г., перед началом работы над «Поэмой...».

Первая часть произведения («Девятьсот тринадцатый год») — воспоминание о встрече Нового года в предвоенном Петербурге, в «Фонтанном доме». Тени прошлого приходят к автору из зазеркалья «под видом ряженых». При том, что некоторые исторические лица названы прямо, а другие персонажи этого маскарада довольно легко отождествить (Демон — А.А. Блок, Калиостро — М.А. Кузмин), отождествление это довольно условно. Скорее, можно говорить об отношениях «двойничества». «Что угодно может случиться», — пишет автор, намекая, что под масками ряженых действительно может оказаться кто угодно. Двойственный характер этого карнавала (чреватого смертью и ей оканчивающегося) подчеркнут в прозаической ремарке ко второй части «Поэмы...»: «Только что пронеслась адская арлекинада тринадцатого года...». Дальнейшая четвертьвековая работа над «Поэмой...» превратила ее для Ахматовой в своеобразный лирический дневник, на страницах которого время от времени возникают новые персонажи. Так в редакции 1946 г. появляется «Гость из будущего», связанный со знакомством Ахматовой 26 ноября 1945 г. с сэром Исайей Берлином, в редакции 1962 — лагерная тема («а за проволокой колючей»), продиктованная новым арестом сына, Л.Н. Гумилева. Воссоздавая воздух ушедшего серебряного века, Ахматова в «Поэме без героя» запечатлела неотвратимое и грозное движение времени: «А по набережной легендарной / Приближался не календарный—/ Настоящий Двадцатый век».

«Проза о Поэме», наброски последнего десятилетия жизни Ахматовой, расшифровывающие ряд персонажей и проясняющие авторский замысел, опубликована в двухтомнике «Сочинений» (М., 1986). В 1962 г. Ахматова работала также над либретто балета по «Поэме без героя».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1335