Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Повесть непогашенной луны" (Пильняк): описание и анализ повести

  • Статья
  • Еще по теме

«Повесть непогашенной луны» - повесть Бориса Пильняка. Написана в 1926 г. В повести современники увидели аллюзию смерти в 1925 г. на операционном столе военкома М.В. Фрунзе, по свидетельствам историков, действительно инспирированной Сталиным. В предисловии автор использует прием «скрытой подсказки» — просит читателя не искать в «Повести непогашенной луны» подлинных фактов и живых лиц. И хотя портретные характеристики намеренно не совпадают, читатель мог проследить реальный прототип «негорбящегося человека», отдавшего приказ лечь командарму на операцию.

История публикации произведения драматична: майский номер «Нового мира» за 1926 г., в котором напечатали «Повесть непогашенной луны» Пильняка, был конфискован, на ее место в спешном порядке было вставлено другое произведение. В следующем номере А.К. Воронский отказывается от посвящения, а редакция приносит извинения перед читателями за повесть, которую те никогда не видели. Впоследствии «Повесть...» послужила одной из причин кампании травли Б.А. Пильняка и Е.И. Замятина (за роман «Мы»), начатых в 1929 г. в советской прессе после опубликования в берлинском издательстве «Петрополис» повести «Красное дерево», также запрещенной, — в составе сборника, включившего и крамольную (и даже неупоминаемую) «Повесть непогашенной луны». В России опубликована в 1987 г. в журнале «Знамя».

«Повесть непогашенной луны» — новый этап творчества Пильняка. К этому времени в системе орнаментальных символов Пильняка происходят изменения: после метели («Голый год», «Метель» и др.) и волков он обращается к символу луны, воплотившему в себе жестокость новой, зарождающейся тоталитарной системы, в условиях которой психологически невозможно отказаться от приглашения на казнь. Символ машины («Машины и волки», «Черный хлеб» и др.) сохраняется, но претерпевает изменения, становясь более объемным (машина города, «замороженная луной»; машина — государство и армия; машина-автомобиль, две символических сцены гонки, «мчания»).

Пильняк остро чувствует язык; он использует монтаж, документ (протокол консилиума), драматургическое оформление текста (диалог командарма с негорбящимся человеком), лейтмотивы, ритмизацию и т.д. Мотив смерти и крови (красный — цвет крови, сукровицы, заката и т.д.; командарм Гаврилов: «Толстого читаю, старика... Хорошо писал старик, — бытие чувствовал, кровь... Крови я много видел, а... а операции боюсь, как мальчишка, не хочу, зарежут... Хорошо старик про кровь человеческую понимал») психологически подготавливает к моменту операции, в день которой выпал первый снег (белый — снег, халаты, операционная и т.д.).

В центре «Повести непогашенной луны» — конфликт тоталитарной системы, олицетворяемой негорбящимся человеком «из дома номер первый», и индивидуальной человеческой судьбы — личности, попавшей в орбиту этой системы, — командарма Гаврилова. Пильняк провидчески распознал механизм подчинения, порабощения личности и раскрыл его в характерной для него метафорической и символической форме, в виде образных оппозиций: негорбящийся человек — командарм Гаврилов, красный — белый, кровь — снег, луна — машина города. Негорбящийся человек Пильняком сознательно деперсонализирован, луна же поднимается до уровня емкого, многозначного символа и, становясь как бы действующим лицом, «замораживает городскую душу», поэтому в конце повести «оппонент» бездушной луне — ребенок, девочка Наташа — хочет «погасить луну».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 10715