Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 664
Показано материалов: 201-210
Страницы: « 1 2 ... 19 20 21 22 23 ... 66 67 »

Всем известно: абсолютной истины не существует. Мир, в котором существуют половые, расовые, социальные, религиозные различия, породил множество истин, претендующих на безусловность. Однако истина должна объединять людей. На деле же мы отчуждены друг от друга.


Судьба художника в тоталитарном государстве заслуживает особого разговора. Мощная система подавления личности не допускает свободомыслия, независимость суждений преследуется. Истинный художник имеет мужество творить и в таких условиях, не изменяя своим убеждениям. Разумеется, всегда находятся слабые духом — те, кто не выдерживает давления, приспосабливаются к Системе. Но помним ли мы их имена?..


Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны, Князя Тьмы традиционно для художественной литературы. Но только Михаилу Булгакову удалось создать образ, расходящийся с типичными представлениями: в его романе Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе. Более того, Воланд выступает благородным покровителем мастера и Маргариты. Как к этому отнестись? Почему у писателя не нашлось другого, не столь шокирующего героя на эту роль? На мой взгляд, здесь могут иметь место две точки зрения.


Профессия врача является одной из древнейших. В ней человек соперничает с богом, стремясь победить болезни и смерть, желая ощутить себя не венцом творения, а самим творцом. Врач — поэт человеческой природы. Но за поэзией открытий и спасённых жизней следует проза будней, где присутствуют сомнения и ошибки (от них никто не застрахован), где нужно делать выбор, нести ответственность.


Какого бы поэта мы ни взяли, в его стихах отражается время, в которое он жил, эпоха, питавшая его творчество. Осипу Мандельштаму было свойственно удивительное ощущение времени. В его произведениях оно предстаёт исполином, живущим по законам живой природы.


Среди обширного творческого наследия, оставленного нам серебряным веком, стихи Осипа Мандельштама представляются мне самыми оригинальными. В каждой их строке скрыто множество ассоциаций — звуковых, цветовых, литературных, исторических. Это позволяет автору нарисовать зримый, осязаемый, то есть предельно выпуклый образ предмета, с которого начинается длинная цепочка возникающих в воображении символов и ощущений.


В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» нашли отражение размышления, которые автор вынашивал в себе в течение полувека. Своеобразие сюжета этой книги состоит том, что жизненный путь отдельного человека и судьба страны, охваченной войной и революцией, переплетены в повествовании неразрывно.


Ранние произведения В.В. Маяковского поражали современников поэта своим необычным содержанием и поэтической новизной. Интересны они и нам, читателям XXI века.


Тема предназначения поэта и поэзии особенно актуальна для авторов, в творчестве которых на видное место выступает социальный, гражданский аспект жизни. В русской литературе поиски творческих ориентиров были характерны для творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака. Разумеется, не мог пройти мимо этой темы и числивший себя «агитатором, горланом, главарём» Владимир Владимирович Маяковский.


Для многих из нас Сергей Есенин — певец русской природы, мастер любовной лирики, автор стихов о бесшабашной юности. Однако при более внимательном прочтении в простых, а порой и наивных, как кажется, есенинских образах открывается более глубокий смысл.


1-10 11-20 ... 181-190 191-200 201-210 211-220 221-230 ... 651-660 661-664