Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Образ времени в творчестве Мандельштама (сочинение)

  • Статья
  • Еще по теме

Какого бы поэта мы ни взяли, в его стихах отражается время, в которое он жил, эпоха, питавшая его творчество. Осипу Мандельштаму было свойственно удивительное ощущение времени. В его произведениях оно предстаёт исполином, живущим по законам живой природы.

В стихотворении «Век» вздыбленная революцией эпоха видится поэту зверем с перебитым хребтом. Говоря о становлении нового уклада жизни, поэт пишет о том, что «кровь-строительница хлещет горлом из земных вещей». При этом он подчёркивает историческую неотвратимость происходящего, безжалостность революционной ломки.

Однако по мере того как в результате происходящего «строительства» новый режим приобретает всё более конкретные черты, отношение поэта к облику времени меняется. Если в стихотворении «Век» автор сочувствует ему («Но разбит твой позвоночник, мой прекрасный жалкий век!..»), то в 30-е годы поэт остро ощущает себя заложником эпохи. С наибольшей силой это мироощущение выражено, на мой взгляд, в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков...».

В стихотворениях этого периода «звериный» лик времени зачастую проявляется в безобидных, на первый взгляд, деталях, которые требуют расшифровки для нас, потомков. Таково, например, стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...», его заключительные строки:

Я на лестнице чёрной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Каких «гостей дорогих» ждёт герой? Почему он их ждёт «всю ночь напролёт»? Разгадка, по моему мнению, заключена в последней строке. Сравнение дверных цепочек с кандалами говорит об атмосфере, присущей времени: из истории мы знаем, что при сталинском режиме людей арестовывали и увозили по ночам, так что многие горожане проводили бессонные ночи, ожидая визита «гостей дорогих».

В других стихах Мандельштама мы улавливаем сам дух того жестокого времени, когда случайно сказанное слово могло стать неопровержимой уликой, обернуться непоправимой бедой:

Не говори никому,

Всё, что ты видел, забудь —

Птицу, старуху, тюрьму

Или ещё что-нибудь...

Судьба Осипа Мандельштама была, как мне кажется, самой трагичной в поколении поэтов, творчество которых мы относим к серебряному веку. «Век-волкодав» выиграл физическую схватку с человеком, который «по крови своей» не был волком. То была даже не схватка, а расправа, которую никак нельзя считать победой над поэтом. «Век» и «вечность» — слова одного корня, однако по своему значению они не совпадают. Поэзия Осипа Мандельштама останется в вечности.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5694