Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Анализ стихотворения "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..." Мандельштама (сочинение)

  • Статья
  • Еще по теме

Среди обширного творческого наследия, оставленного нам серебряным веком, стихи Осипа Мандельштама представляются мне самыми оригинальными. В каждой их строке скрыто множество ассоциаций — звуковых, цветовых, литературных, исторических. Это позволяет автору нарисовать зримый, осязаемый, то есть предельно выпуклый образ предмета, с которого начинается длинная цепочка возникающих в воображении символов и ощущений.

«Золотистого мёда струя из бутылки текла так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела...», — читая, например, эти строки, очень хорошо представляешь себе всю картину в движении, а плавный, несколько замедленный ритм стиха не только создаёт ощущение «тягучести» медовой струи и самого времени, но и заставляет смутно припомнить то, о чём говорится дальше, вызывает в памяти бессмертные строки «Одиссеи».

Античные образы присутствуют во многих произведениях Осипа Мандельштама. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» отсылает нас к античности с самой первой строки. Короткие назывные предложения в пределах начального стиха позволяют достаточно конкретно представить сюжет: лирический герой произведения — молодой человек, томимый юношеской бессонницей, в глухой ночной час читает вторую песнь «Илиады», где перечисляются все корабли, снаряжённые ахейцами для похода на Трою.

Обращает на себя внимание необычное сравнение тяжёлых военных кораблей с вереницей журавлей, поднявшихся в небо. Оно делает привлекательным скучноватый для современного читателя перечень парусников, заставляет увидеть в этом тщательно составленном «протоколе» зашифрованное послание из глубины веков. В то же время это сравнение позволяет говорить о том, что лирическому герою стихотворения не чужда поэзия (возможно, это сам автор). Он склонен видеть скрытые причины событий не в корыстных побуждениях людей, не в их амбициях, а в ином чувстве, о котором он и размышляет в ночной час, задавая вопросы, уже заключающие в себе ответ:

Как журавлиный клин в чужие рубежи —

На голове царей божественная пена —

Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Итак, в двух словах пересказывается известная версия мифа о Троянской войне, начавшейся, по преданию, из-за Елены Прекрасной. Следующий стих, начинающий третью строфу, является, на мой взгляд, ключевым для всего стихотворения. В нём получает законченное выражение авторская мысль и одновременно передаётся мироощущение лирического героя, ещё не нашедшего внутри себя точки опоры: «И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне?..».

По моему мнению, в этом стихотворении очень точно передано состояние мужающей души, прислушивающейся к себе и пытающейся найти своё отражение в мире. В определённом возрасте человеку свойственно задумываться о природе любви и творчества, размышлять об их истоках. Опыт других людей, примеры из истории говорят нам о том, что эти вопросы — из категории «вечных». В то же время опыт каждого человека строго индивидуален:

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Как толковать финал стихотворения? Что означает заключительная метафора — «море чёрное», которое, «витийствуя, шумит»? На мой взгляд, лирический герой стихотворения переживает предчувствие любви. Этому состоянию сопутствует исключительное напряжение душевных сил, о чём говорит переживаемая героем бессонница, эпитет «тугие» применительно к парусам ахейских кораблей. В то же время предчувствию любви часто сопутствует творческий подъём. «Море чёрное» может воплощать в таком случае и стихийный накат эмоций, и прилив смутного вдохновения. В обоих случаях человек отчасти имеет дело с неуправляемой силой, ощущает себя несколько беспомощным. Одновременно «море чёрное» символизирует собой вечность и первозданный хаос, из которого, по мысли древних греков, произошло всё сущее.

Таким образом, стихотворение, о котором идёт речь, в целом характерно для творчества Осипа Мандельштама. Обозначенный вначале сюжет («Бессонница. Гомер. Тугие паруса...») рождает множество традиционных и индивидуальных ассоциаций, предполагает неоднозначное прочтение, что и придает стихам поэта особую неповторимость.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4059