Русская интеллигенция в романе "Доктор Живаго" (сочинение)
В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» нашли отражение размышления, которые автор вынашивал в себе в течение полувека. Своеобразие сюжета этой книги состоит том, что жизненный путь отдельного человека и судьба страны, охваченной войной и революцией, переплетены в повествовании неразрывно. В образе Юрия Живаго получила развитие гуманистическая традиция русской литературы. Выбор такого героя можно расценивать как очередное обращение к идеалам добра, любви и справедливости. Будучи по профессии врачом, Юрий Живаго пишет стихи, что говорит о его напряжённой духовной жизни. Этот герой взят автором практически из реальности: такие люди совсем не редкость в России (вспомним хотя бы А.П. Чехова, В.В. Вересаева, М.А. Булгакова). В лице Юрия Живаго перед нами предстаёт собирательный образ подлинной русской интеллигенции, которой всегда было свойственно трепетное отношение к судьбе родной страны и чувство глубочайшей ответственности за свои мысли и поступки. Оказавшись в центре великих исторических событий, Юрий Живаго мог воочию наблюдать стихийную, разрушительную силу революции. Как человек думающий, он одновременно осознавал и то положительное, что революция могла бы принести в жизнь России при доброй воле людей, взявших на себя ответственность за судьбы страны. Остро переживая происходящие перемены, Юрий Живаго старался не поддаваться влиянию сиюминутных эмоций и настроений — как собственных, так и внешних, исходящих от других людей и общества в целом. В этом, по-моему, и заключается основной жизненный принцип русского интеллигента: стремясь беспристрастно оценивать события истории, он продолжает жить, сообразуясь в своих поступках исключительно с собственной совестью. Чтобы понять Юрия Живаго, необходимо читать его стихи: всё, что не смог сказать в книге Пастернак-прозаик, сказал Пастернак-поэт. В стихотворениях главного героя мы видим не только его отношение к истории и взгляд на место человека в ней: по ним можно судить об основных нравственных ориентирах в творчестве самого писателя. Для поэзии Юрия Живаго характерно обращение к библейским, новозаветным мотивам. Сама композиция романа во многом напоминает композицию всех четырёх евангелий. Сложное переплетение сюжета, нарушение хронологии, перенасыщенность романа событиями, несущими символический, а подчас и аллегорический смысл, — всё это роднит книгу Пастернака с евангельскими текстами. Об этом говорит и тот факт, что в романе «Доктор Живаго» чисто повествовательные моменты могут обернуться лирическими притчами, предисловиями к философским фрагментам, а тема бессмертия — одна из главных в произведении. С евангельскими мотивами связано и трагическое, фатальное отношение Юрия Живаго к истории и к революции в частности: «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно, — грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией». Встреча Юрия Живаго с лицемерием жизни («Я один, всё тонет в фарисействе...»), с попыткой насильственного воздействия человека на историю, на жизни других людей, со стремлением к революционному уничтожению без дальнейшего созидания являет собой трагедию русской интеллигенции 20-х годов XX века, когда началась неравная дуэль человека с Системой. Отношение главного героя к России исполнено горячей любви и одновременно глубокого страдания: «...Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть!..». Столь же сложными предстают в романе и взаимоотношения Юрия Живаго с двумя любимыми женщинами — Ларой и Тоней. Он так и не смог сделать выбора между ними. Да и было ли это возможно?.. Как показывает Б.Л. Пастернак в своём романе, жизнь каждого человека включает в себя не только повседневное существование, ограниченное временем пребывания на земле, но и божественное, вневременное, бессмертное начало. Вечная сущность человека проявляется в его творчестве и в памяти о нём других людей. «Веяние свободы и беззаботности», которое ощущает Лара у гроба Юрия Живаго, как раз и есть, на мой взгляд, ощущение бессмертия. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5540
| |