Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

Анализ романа "Доктор Живаго" (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Авторский замысел и творческая история

2. Содержание и особенности романа

3. Образ главного героя

4. Связь с романом Л. Леонова "Русский лес"

5. Место романа "Доктор Живаго" в русской литературе

1. Авторский замысел и творческая история

Роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" (1946—1955) представляет собой разработку новой художественной стратегии в русской литературе, связанной с возрождением традиций философского романа и литературы "серебряного века".

Замысел автора в романе "Доктор Живаго" заключается в следующем:

      показать историю развития страны и ее исторический образ за 45 лет, прошедшие с момента Октябрьской революции;

      выразить через тяжелый, печальный и подробно разработанный сюжет романа свои собственные взгляды:

•        на искусство;

•        Евангелие;

•        жизнь человека в рамках исторической эпохи;

      использовать традиции Диккенса и Достоевского.

Одной из особенностей романа "Доктор Живаго" является соотнесение исторического сюжета с биографическим. Однако, несмотря на широко представленную панораму российской действительности в первой трети XX в., произведение раскрывает не столько исторические вопросы и проблемы, сколько личные отношения и ценностные ориентиры, которые в гораздо большей степени влияют на человеческие судьбы.

Творческая история романа:

      первоначально был назван автором "Мальчики и девочки";

      был отвергнут издателями и вышел в свет с тридцатилетним опозданием;

      получил неоднозначный отклик у читателей-современников и у коллег-писателей (восторженная оценка Э. Герштейна и уничижительная — В. Набокова).

2. Содержание и особенности романа

Содержание и проблематика романа "Доктор Живаго":

      рассказывает о жизни одного поколения, которое прошло через ряд исторических и политических событий и сформировало определенную жизненную стратегию и мировоззрение;

      роман строится следующим образом:

•        вначале развивается тема подросткового мировосприятия и связанного с ним максимализма через описание детства героев;

•        затем поднимается тема искусственного подхода к жизни, создания ее по определенным шаблонам, основанным на высших благородных целях;

•        через освещение различных политических и исторических событий (Первой мировой войны, трех революций, гражданской войны) передается развитие "мальчиков и девочек" в "советских людей";

      поднимается проблема экспериментирования судьбами людей, с жизнью во имя благородных целей и идеалов, и это ассоциируется у автора с играми, через которые трактуются и понимаются все исторические события, произошедшие в первой половине XX в. в России.

Художественное своеобразие романа "Доктор Живаго" составляют образы, символы и мотивы, раскрывающие авторский замысел:

      мотив "игры в людей", исследование которой автором можно охарактеризовать так:

•        "игра в людей" провоцирует обесценивание личного мнения, пренебрежение человеческой неповторимостью и уникальностью во имя прямолинейно понимаемого равенства и единства;

•        проекты такой игры оказываются противопоставлены, враждебны не только духовной жизни, но и всему человеческому существованию;

      образ природы, выступающий в качестве поэтического символа, своеобразие которого заключается в следующем:

•        экспрессия пейзажей;

•        жизненность природы, очень схожая с человеческим существованием;

•        наделение природы свойствами чуда, волшебства, но не в фантастическом, а в метафорическом смысле;

•        осуществление функции восполнения человеческой души тем смыслом, которого она лишается в суматохе и хаосе эпохи;

•        красота и несокрушимость как моральное оправдание жизни.

Вопросы, которые поднимаются и рассматриваются в романе:

      демистифицируется значимость социальной истории и характерных для нее надличностных масштабов и критериев;

      высоким эпическим смыслом наделяется обыденное существование человека с его мелкими повседневными делами;

      "игре в людей" — искусственному элементу - противостоит простая человеческая жизнь, выступающая как естественное органическое начало;

      проблемы, волнующие автора:

•        возможно ли переделывание мира даже на основе самых идеальных и благонамеренных проектов;

•        можно ли допускать насилие над естественным ходом жизни с целью "улучшить" ее;

•        имеет ли смысл рассматривать текущий, настоящий момент жизни не в его непосредственном значении, а как соотнесенный со "светлым будущим" и выступающий предпосылкой этого будущего;

      исторические события в России в первой трети XX столетия освещаются в романе как стихийные бедствия, имеющие громадные по своей тяжести последствия;

      поднимается вопрос о том, как человек может выстоять в хаосе этой реальности и сохранить свою душу от катастрофы; в этом, по Пастернаку, и суть истории.

3. Образ главного героя романа "Доктор Живаго"

Многими критиками отмечается параллелизм образа главного героя романа — Юрия Живаго — с Иисусом Христом, выражающийся в следующем:

      схожесть в первую очередь не образов, а всей истории жизни главного героя с библейской историей Иисуса Христа и с сюжетом Нового завета;

      размытость, а не буквальность связи этих образов;

      хронологическая маркировка сюжета — соотнесение всех событий не со светским, а с православным календарем;

      обилие элементов церковно-славянской лексики, книжно-архаических и литературно-книжных речей и форм;

      ориентация на традиции священных книг в поэтике образа и сюжета судьбы главного героя, в частности изначальная заданность судьбы;

      парадоксальность параллелизма Юрия Живаго с Иисусом, так как "божественность" героя романа не отделена от земного, а скорее, воплощена в нем.

4. Связь с романом Л. Леонова "Русский лес"

Связь романа "Доктор Живаго" с романом Л. Леонова "Русский лес" (1950—1953) ярко обнаруживается:

      полемика с одним и тем же противником — официальной идеологией революционного экстремизма;

      общая основа отвержения революционной идеологии, которая заключается в неприятии насилия;

      перекличка между мотивами и образами:

•        образы "мальчиков и девочек", которые оказались заражены романтикой революционного разрушения старого и создания нового мира;

•        пары антагонистов в романах (Живаго — Стрельников, Вихров — Грацианский), расходящиеся в понимании вечных законов жизни;

•        нравственная эпидемия, принесенная революционным экстремизмом;

•        противопоставление революционным доктринам с их насилием над человеком и жизнью понятия "чуда жизни", который оба автора понимают как незыблемую основу существования человека и всей его иерархии духовных ценностей;

•        воплощение понятия "чуда жизни" в образах и картинах природы.

Разногласия Пастернака и Леонова как авторов:

      у Леонова — природность всех понятий, в том числе народа и нации, их основанность на законе природы;

      у Пастернака — со-природность героя с другими людьми, он не исчерпывает себя устроенностью в природе;

      у Леонова понятия народа и нации выполняют роль абсолюта, соединяющего отдельных представителей в единое целое;

      у Пастернака эту роль выполняет природное начало, причем оно может объединять не только представителей одного народа, но и все человечество, и если это начало не перерастает у людей в личностное, то такой социум теряет свое единство.

5. Место романа "Доктор Живаго" в русской литературе

Роман "Доктор Живаго" тесно связан со многими произведениями русской литературы как XX, так и XIX вв.:

      с романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита", что выражено в первую очередь в использовании библейских мотивов;

      с традициями экспрессионистской прозы 1920-х и постсимволическим романом 1910-х гг.;

      с давней традицией христианской эстетики и художественно-религиозной литературы, которая развивалась в русской литературе следующим образом:

•        корни ее лежат в евангельских сказаниях и житиях святых;

•        в дальнейшем была выражена в светской литературе в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;

•        наиболее ярко в качестве художественной системы проступила в творчестве писателей конца XIX в. (Н. Лескова, П. Мельникова-Печерского), и XX в. (А. Ремизова, Б. Зайцева, И. Шмелева);

      несоответствие типичным признакам и элементам реалистического романа XIX-XX вв., что проявляется в следующих особенностях романа "Доктор Живаго" Пастернака:

•        пренебрежение разработкой причинно-следственных мотивировок в движении сюжета;

•        антипсихологизм в изображении характеров героев;

•        отказ от манеры объективированного повествования;

•        создание своего собственного реализма в литературе, главным художественным принципом которого является восприятие свойственного современной эпохи хаотического состояния как неоспоримой данности, которую нельзя отрицать, но и не стоит апологизировать, а необходимо в художественном ее выражении сохранять ощущение живого контакта этого хаоса с человеком, и для этого автор обращается к поиску архетипов, в которых стремится увидеть нечто общее для всего человечества.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8325