Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

В категории материалов: 196
Показано материалов: 141-150
Страницы: « 1 2 ... 13 14 15 16 17 ... 19 20 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

«Капитанская дочка» — один из самых лаконичных исторических романов мировой литературы. Между тем при его чтении возникает впечатление полного, целостного воспроизведения исторической действительности. Создается это впечатление с помощью разветвленной системы специальных сигналов, рассредоточенных в тексте и рождающих нужный художественный эффект.


Проза Пушкина с первых шагов обнаруживает стилистические признаки, навсегда оставшиеся определяющими для нее. Это, однако, не отменяет вопроса об эволюции прозаического повествования поэта. От ранних фрагментов, которые производят впечатление сознательных экспериментов, Пушкин шел к сюжетному повествованию.


Замечательной страницей биографии великого поэта нашей Родины А. С. Пушкина является его путешествие в Поволжье и Оренбургский край осенью 1833 г. с целью сбора материалов о Крестьянской войне 1773—1775 гг. под предводительством Е. Пугачева, ознакомления с местами событий этого восстания.


Пушкин пишет в 1826 г. историческую элегию «Андрей Шенье».
Поэзию А. Шенье можно с известным основанием сблизить с поэзией Ф. Гельдерлина в Германии. Д. Китса в Англии и К. Н. Батюшкова в России (хотя Батюшков с поэзией Шенье еще не был знаком; он в своем восприятии античности испытал влияние не Шенье, а лишь его старшего современника Э. Парни (1753—1814), любовно-эротическими стихотворениями которого Пушкин увлекался в лицейские годы).


Наиболее отчетливым выражением вольнолюбивых настроений поэта начала 20-х годов является, без сомнения, стихотворение «Кинжал» (1821). В «Вольности» гарантией свободы для поэта служит Закон, "меч" которого "без выбора" скользит над "равными главами" всех граждан, в том числе и монарха, и народа. Теперь Пушкин вносит в эту свою политическую концепцию поправку. "Закон" политический и нравственный — основа свободы.


Ода "Вольность", анализ которой мы проведем, — хронологически самое раннее стихотворение Пушкина, в котором поэт обращается к эпохе первой французской революции, называемой им эпохой «славных бед», т. е. временем одновременно великим и трагическим по своему историческому содержанию.


На всем протяжении своей жизни Пушкин относился с большим интересом к эпохе Великой французской революции. К событиям ее он многократно обращается в своем поэтическом творчестве — от оды «Вольность» (1817) до стихотворения "К вельможе" (1830). В "Арапе Петра Великого" (1827) сжато, но выразительно охарактеризовано французское общество предреволюционной эпохи. В статьях, предназначенных для "Литературной газеты" и «Современника», поэт в 30-х годах не раз возвращается к различным аспектам той же темы.


В «Капитанской дочке» (1836) мужицкий «царь» Пугачев становится для дворянина Гринева в минуту величайших исторических и личных испытаний помощником и "вожатым" на сложном пути нравственных исканий и устройства своего семейного счастья. Он не только помогает Гриневу, щедро, по-царски отплачивая за оказанное ему когда-то героем добро, но и не даст Швабрину и своим сообщникам обидеть беззащитную сироту — дочь казненного его людьми коменданта Белогорской крепости, оказавшуюся во власти пугачевцев.


Широкий и острый интерес, постоянное внимание Пушкина к узловым национально-историческим проблемам русской жизни его эпохи отражены в стихотворениях «Клеветникам России», «Бородинская годовщина» (1831) и других его откликах 30-х годов на события войны 1812 года («Перед гробницею святой...» (1831), «Полководец» (1835), «Художнику» (1836), и др.), в стихотворениях, посвященных осужденным декабристам («Арион», 1827, «Послание в Сибирь», 1827), и других произведениях 30-х годов.


В процессе выработки национальной литературы широкое обращение ее к «энергическому наречию нашего народа» было для Пушкина одним из условий дальнейшего развития и обогащения русской литературы, условием поворота ее от аристократическо-светской жеманности и чопорности к национальности и народности. Возражая хулителям «простонародного языка», Пушкин писал, что нужно принципиально отличать друг от друга «выражения простонародные» и те, которые «просто принадлежат языку дурного общества».


1-10 11-20 ... 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 ... 181-190 191-196