Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 121-130
Страницы: « 1 2 ... 11 12 13 14 15 ... 116 117 »

Писатель Андрей Печерский (псевдоним Павла Ивановича Мельникова) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух монументальных романов. В яркой, непринужденной форме воссоздал он живописные картины жизни населения левого, лесного, берега Волги («В лесах») и правого, высокого, ее берега («На горах»). Доскональное знание провинциальных «медвежьих углов», быта и фольклора, талант рассказчика объясняют широкую популярность этих романов.


Интерес Алексея Толстого к русской старине отразился во многих его стихотворениях, балладах, драматической трилогии и в его романе «Князь Серебряный», написанном в 1861 г. Воссоздавая в нем картины далекого прошлого, Толстой откликался на политические события современной ему России.


В литературе конца 30—40-х гг. произведения Владимира Соллогуба занимают особое место. Близкое знакомство и непосредственное общение писателя с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Вяземским, Вл. Одоевским не прошло бесследно для его творчества, в котором стихи и талантливые водевили соседствовали с остроумными очерками петербургского быта, с повестями, проникнутыми сочувственным отношением к демократическим героям и написанным с большой художественной достоверностью.


Самым трудным для Гончарова явился последний роман — «Обрыв» (1869), работа над которым растянулась на двадцать лет. В 1849 г. появились первые наметки романа, носящего пока условное название «Художник». Потом роман отошел на задний план, уступив место кругосветному путешествию и работе Гончарова над «Обломовым».


Замысел и план «Обломова» (1859) сформировались у Гончарова к моменту завершения первого романа. Гончаров поставил целью изобразить великое социальное зло — «лень и апатию во всей ее широте и закоренелости», как «стихийную черту», характеризующую современное ему общество. При этом Гончаров опирался не только на воспоминания детства и юности, но и на свои наблюдения периода службы в симбирских и петербургских канцеляриях.


Около 16 лет — с 1852 по 1868 г. — работал Герцен над своей главной книгой — «Былое и думы», названной поэтессой О. Берггольц «гениальным романом о человеческом духе».


Гениальное творение Гоголя — поэма «Мертвые души» (1835—1852). В «Авторской исповеди» Гоголь рассказал, что Пушкин отдал ему свой собственный сюжет. «Боже, как грустна наша Россия!» — произнес Пушкин, когда Гоголь прочел ему первые главы своего произведения.


Велик контраст между исполненной высокого смысла и поэзии жизнью прошлого и окружавшей писателя серой, безотрадной действительностью, атмосферой пасмурного чиновничьего Петербурга. Образ этого города, полного социальных контрастов, возник на страницах петербургских повестей, из которых «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего» были первоначально напечатаны в «Арабесках» (1835), «Нос» и «Коляска» — в пушкинском «Современнике» за 1836 г., а «Шинель» появилась в третьем томе сочинений в 1842 г.


Переплетение противоречивых чувств и настроений присуще сборнику «Миргород» (1835), состоящему из повестей «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В этих повестях отчетливо определилась главная черта гоголевского таланта: его необычайная чуткость к значительным вопросам современности.


Тщательный отбор собственных наблюдений, этнографических деталей, обращение к украинскому фольклору в период работы над этими повестями позволили Гоголю развернуть целую панораму живых и правдивых картин народной жизни, исполненной поэзии и задорного веселья.


1-10 11-20 ... 101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 ... 1151-1160 1161-1170