Анализ романа "Обломов" Гончарова
Замысел и план «Обломова» (1859) сформировались у Гончарова к моменту завершения первого романа. Гончаров поставил целью изобразить великое социальное зло — «лень и апатию во всей ее широте и закоренелости», как «стихийную черту», характеризующую современное ему общество. При этом Гончаров опирался не только на воспоминания детства и юности, но и на свои наблюдения периода службы в симбирских и петербургских канцеляриях. В выборе темы писатель не был новатором. «Обломовы» жили в русской литературе и до Гончарова. Например, герой комедии И. Крылова «Лентяй» «рад изжить век целый на диване. И раз в году едва бывает он в кафтане. Халат да туфли — вот и весь его наряд». Почти дословный портрет Ильи Ильича Обломова! О том, что «родовые черты обломовского типа» можно найти в героях «замечательнейших русских повестей и романов», писал Добролюбов, анализируя в статье «Что такое обломовщина?» роман Гончарова. Добролюбов находит близость Обломову в Онегине, Печорине, Бельтове, Рудине и других «братцах обломовской семьи». Но если раньше они «прикрывались разными мантиями, привлекали к себе разными талантами», то «теперь Обломов является перед нами разоблаченный, как он есть, молчаливый, сведенный с красивого пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом». В романе с небывалой прежде отчетливостью была показана зависимость человека от сформировавшей его среды. Никогда еще столь резкому обличению не подвергалась помещичье-крестьянская Россия, развращающая «барина», испытывающего отвращение к какой-либо деятельности, к самому движению. Картина застоя, социального паразитизма получилась жизненной до осязаемости. Роман Гончарова «Обломов» произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Успех его объяснялся живущим в душах многих страстным и единодушным желанием порвать всякие связи с ненавистным прошлым, изжить инертность и косность, порожденные крепостнической действительностью. Добролюбов определил это выставленное на всеобщее обозрение социальное зло словом «обломовщина». Говоря об Обломове, следует помнить, что характер его сложен, не однозначен и не исчерпывается отрицательными чертами. Гончаров отдает справедливую дань его радушию, искренности, доброте, противопоставляя в чем-то героя романа нравственной развращенности представителей столичного чиновничье-дворянского общества с их стяжательством и карьеризмом, взаимным недоброжелательством, прикрытым притворной любезностью и фальшью. Таковы, например, щеголь Волков и преуспевающий чиновник Судьбинский. По сравнению с ними Обломовка и ее обитатели — действительно «благословенный уголок земли», где при всем осуждении писателем пустоты и инертности изжившего себя уклада царят мир, покой и благополучие. Илья Ильич — представитель лучших обитателей Обломовки. На многих страницах романа встречаются положительные оценки его нравственных качеств. Но при всей привлекательности отдельных черт в изображении Обломова все же преобладает тенденция осуждения. Двойственность натуры Обломова вызвала различные оценки критиков при появлении романа. Либерально настроенная часть выдвигала на первый план именно нравственные достоинства героя, затушевывая беспощадную критику крепостничества; демократическая же, в лице Добролюбова, акцентировала внимание на «нравственном рабстве» Обломова. «Нравственным рабством», полной зависимостью от породившей его среды объясняется одновременный комизм и трагизм Обломова. Комичен он в отстаивании своего права на барство, на безделье; трагичен потому, что сознает свое положение. Но обломовщина сильнее отдельной личности, никто и ничто не в состоянии помочь ему — ни друг детства Андрей Штольц, ни любимая им женщина Ольга Ильинская, ни собственные мысли о необходимости «дела». Трагичны его бессильные попытки реализации своих — действительно благородных — помыслов. Трагична и любовь, окрылившая его на время, вдохнувшая в него жизненную энергию и угасшая, как пламя, затушенное полами знаменитого халата. Расставшись с Ольгой, «бог знает, где он бродил, что делал целый день, но домой вернулся поздно ночью... Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него — халат!..». Здесь уместно произнести слово, витающее в атмосфере гончаровских романов. Это слово — пошлость. Пошлость, торжествующая над чистотою сердца, любовью, идеалами, — вот где видит Гончаров основной трагизм жизни. Автор потрясает нас не столкновением титанических страстей, но самодовольной улыбкой начинающего карьериста Александра Адуева, будничной пошлостью «братца» Ивана Матвеевича. С обломовщиной, за Обломова в романе борется Андрей Штольц — «человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться и пр.», как обрисовывает его Добролюбов. Образ этот, по сравнению с Обломовым, маловыразителен. Автор и сам сознавал, что «Штольц слаб, бледен, у него слишком голо выглядывает идея». Стремясь создать «противоядие» обломовщине, Гончаров не смог найти его на русской почве. Поэтому он в лице Штольца реализовал идею о традиционной немецкой деловитости и аккуратности, но идея не стала живым образом. Кроме того, при всем «наборе» положительных качеств героя будущего Штольц все-таки ограничен, и это лучше всех понимает Ольга Ильинская. Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1231
| |