"Обломов": художественное своеобразие романа
Художественное своеобразие романа «Обломов» И. А. Гончарова характеризуется широкой эпичностью (действие книги охватывает 37 лет), неторопливо развивающимся действием, простотой интриги, развернутостью экспозиции, приёмом инверсии в сюжете (прошлое героя раскрыто с умышленным запозданием в б-й и 9-й главах), контрастностью в изображении главных героев (Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына), внутренним драматизмом, обилием диалогов (Н. К. Пиксанов даже называл этот роман психологической драмой с тремя актами, прологом и эпилогом), моноцентричностью, симметрией композиции (идиллии Обломовки соответствует идиллия на Выборгской стороне), сочетанием объективности изложения со строгой её субъективной аналитичностью, продолжением и развитием гоголевских традиций, глубоким интересом к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках. Жанр произведения может быть определен так: перед нами социально-психологический роман, который дает широкое обобщение обломовщины и монографически исследует психологию угасающего человека. Для стиля этого романа характерна полнота и объёмность изображения каждого явления и предмета, освещаемого с различных сторон, особая роль мягкого и незлобивого юмора. Язык произведения отличается чистотой, легкостью, отшлифованностью. Просторечные слова в нём редки, но всегда уместны. Простота языка соединяется с его исключительной выразительностью, которая достигается введением пословиц, метких сравнений (мысли в голове Обломова гуляют «как волны в море»; жизнь обломовцев течёт как «покойная река»), эпитетов («хрустальная» душа Обломова, «встревоженное» сердце Ольги), округлых периодов. Речь героев мастерски индивидуализирована (она грубовата и отрывиста у Захара, афористична и лаконична у делового Штольца, льстива у Мухоярова, многословна у Анисьи, ярко эмоциональна у Ольги). Роман Гончарова «Обломов», художественное своеобразие которого нас интересует, получил почти единодушную чрезвычайно высокую оценку в печати. Блистательный анализ его дал Н. А. Добролюбов в статье об обломовщине, статье, которую одобрил и высоко поставил сам автор произведения. А. В. Дружинин придерживался иного, нежели Добролюбов, взгляда: по его мнению, Обломов — «доброе, милое и светлое существо», которого нельзя не полюбить. Л. Н. Толстой назвал роман «капитальнейшей вещью», которая имеет успех не случайный. А И. С. Тургенев полагал, что «пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 15381
| |