Характеристика поэмы "Мертвые души" Гоголя
Гениальное творение Гоголя — поэма «Мертвые души» (1835—1852). В «Авторской исповеди» Гоголь рассказал, что Пушкин отдал ему свой собственный сюжет. «Боже, как грустна наша Россия!» — произнес Пушкин, когда Гоголь прочел ему первые главы своего произведения. Если в ранней прозе писателя рисовались отдельные картины Украины, в петербургских повестях — столица, то на страницах «Мертвых душ» предстала обширнейшая панорама всей России в целом, и социальное зло, царящее в ней, выступило во всей своей неприглядной сути. Медленно, переделывая написанное по нескольку раз, создавал писатель свою поэму. Живя за границей, Гоголь продолжал чувствовать свою неразрывную связь с Родиной, в сатирическом обличении всего плохого и низкого в ней видел он свою задачу, долг писателя-гражданина. Страшное впечатление произвело на него известие о гибели Пушкина, однако именно память о великом поэте заставила его, по словам самого Гоголя, «продолжать... начатый большой труд», на создание которого его вдохновил Пушкин. Автор задумал «Мертвые души» в трех томах и хотел изобразить в них Россию всесторонне, а не только, по его выражению, «с одного боку», как исполнил это в первом томе. Но замыслу этому не суждено было осуществиться. Первый том поэмы с трудом был пропущен цензурой, причем входящая в него «Повесть о капитане Копейкине» была вычеркнута, и только после существенной переделки писателю удалось ее отстоять, а заглавие произведения было смягчено так: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Поэма вышла из печати в 1842 г. «Мертвые души», по словам А. Герцена, «потрясли всю Россию». Реакционная критика увидела в поэме уродливую карикатуру и клевету на действительность, в то время как прогрессивные литераторы и читатели восхитились гениальным созданием Гоголя. Глубокую оценку книге дал Белинский, утверждавший, что это «творение чисто русское, национальное... и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое...». Сюжет «Мертвых душ», развивающийся без любовной интриги и состоящий в борьбе Чичикова за «миллион», сам характер этого ловкого приобретателя и дельца, разоблачение паразитического мира владельцев крепостных душ, широта и верность картин жизни в их сатирическом освещении были новым словом в литературе. Нарицательными стали имена прекраснодушного Манилова и дубинноголовой Коробочки, кутилы Ноздрева и прижимистого, грубого Собакевича, «прорехи на человечестве» Плюшкина и других истинно «мертвых» душ. Едко сатиричной была картина нравов губернского города, который «никак не уступал другим губернским городам». Драматическая история инвалида войны 1812 г.— капитана Копейкина — как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновничьей России. Идея возмездия, выраженная в бунте капитана Копейкина, так же как и лирические раздумья автора о будущности дорогой его сердцу родины, значительно обогащали смысл всего произведения, придавали ему эпический размах. «Русь, куда же несешься ты, дай ответ?». На этот мучительный вопрос Гоголь безуспешно искал ответа всю оставшуюся жизнь. Глубокий творческий и духовный кризис, обострение противоречий во взглядах писателя вызвало издание его «Выбранных мест из переписки с друзьями», реакционную идею которых обличил Белинский в «Письме к Н. В. Гоголю». Под влиянием тяжелой болезни дважды сжигал писатель второй том «Мертвых душ», от которого уцелели лишь отдельные главы. И хотя положительные персонажи — дельный помещик Костанжогло, честный откупщик Муразов — не типичны и не удались автору, прекрасно выписанные характеры обжоры Петуха, лентяя Тентеникова, сурового генерала Бетрищева, да и вообще многие страницы произведения, по словам Н. Чернышевского, «должны быть причислены к лучшему, что когда-либо давал нам Гоголь». Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1081
| |