Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 991-1000
Страницы: « 1 2 ... 98 99 100 101 102 ... 116 117 »

Историческая монография «История Пугачева» — важный этап в осмыслении Пушкиным проблемы стихийного народного выступления, бунта, мятежа. Интерес к ней отчетливо проявился в творчестве поэта 1820-х годов, в трагедии «Борис Годунов» и поэме «Полтава».


Исследователи «Капитанской дочки» обычно подчеркивают тесную связь ее с фольклором. Но поскольку это произведение создано Пушкиным на материале его оренбургской поездки, то вполне закономерно поставить вопрос и о месте фольклора Оренбуржья в «Капитанской дочке».


«Капитанская дочка» — один из самых лаконичных исторических романов мировой литературы. Между тем при его чтении возникает впечатление полного, целостного воспроизведения исторической действительности. Создается это впечатление с помощью разветвленной системы специальных сигналов, рассредоточенных в тексте и рождающих нужный художественный эффект.


Проза Пушкина с первых шагов обнаруживает стилистические признаки, навсегда оставшиеся определяющими для нее. Это, однако, не отменяет вопроса об эволюции прозаического повествования поэта. От ранних фрагментов, которые производят впечатление сознательных экспериментов, Пушкин шел к сюжетному повествованию.


Замечательной страницей биографии великого поэта нашей Родины А. С. Пушкина является его путешествие в Поволжье и Оренбургский край осенью 1833 г. с целью сбора материалов о Крестьянской войне 1773—1775 гг. под предводительством Е. Пугачева, ознакомления с местами событий этого восстания.


Пушкин пишет в 1826 г. историческую элегию «Андрей Шенье».
Поэзию А. Шенье можно с известным основанием сблизить с поэзией Ф. Гельдерлина в Германии. Д. Китса в Англии и К. Н. Батюшкова в России (хотя Батюшков с поэзией Шенье еще не был знаком; он в своем восприятии античности испытал влияние не Шенье, а лишь его старшего современника Э. Парни (1753—1814), любовно-эротическими стихотворениями которого Пушкин увлекался в лицейские годы).


Наиболее отчетливым выражением вольнолюбивых настроений поэта начала 20-х годов является, без сомнения, стихотворение «Кинжал» (1821). В «Вольности» гарантией свободы для поэта служит Закон, "меч" которого "без выбора" скользит над "равными главами" всех граждан, в том числе и монарха, и народа. Теперь Пушкин вносит в эту свою политическую концепцию поправку. "Закон" политический и нравственный — основа свободы.


Ода "Вольность", анализ которой мы проведем, — хронологически самое раннее стихотворение Пушкина, в котором поэт обращается к эпохе первой французской революции, называемой им эпохой «славных бед», т. е. временем одновременно великим и трагическим по своему историческому содержанию.


На всем протяжении своей жизни Пушкин относился с большим интересом к эпохе Великой французской революции. К событиям ее он многократно обращается в своем поэтическом творчестве — от оды «Вольность» (1817) до стихотворения "К вельможе" (1830). В "Арапе Петра Великого" (1827) сжато, но выразительно охарактеризовано французское общество предреволюционной эпохи. В статьях, предназначенных для "Литературной газеты" и «Современника», поэт в 30-х годах не раз возвращается к различным аспектам той же темы.


В «Капитанской дочке» (1836) мужицкий «царь» Пугачев становится для дворянина Гринева в минуту величайших исторических и личных испытаний помощником и "вожатым" на сложном пути нравственных исканий и устройства своего семейного счастья. Он не только помогает Гриневу, щедро, по-царски отплачивая за оказанное ему когда-то героем добро, но и не даст Швабрину и своим сообщникам обидеть беззащитную сироту — дочь казненного его людьми коменданта Белогорской крепости, оказавшуюся во власти пугачевцев.


1-10 11-20 ... 971-980 981-990 991-1000 1001-1010 1011-1020 ... 1151-1160 1161-1170