Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 664
Показано материалов: 341-350
Страницы: « 1 2 ... 33 34 35 36 37 ... 66 67 »

Мы привыкли судить о жестокости века по мировым катастрофам — войнам, революциям, уносящим тысячи и даже миллионы человеческих жизней. Но XX век в России — это не только катастрофические события, не только массовые репрессии против своего народа, но и физическое уничтожение наиболее талантливых его представителей.


В рассказе Шукшина «Чудик», анализ которого мы проведем, представлен конфликт города и деревни, как и во многих других рассказах этого автора. В сущности, здесь явлен внутренний конфликт деревенского мира: все три персонажа рассказа (сам Чудик, настоящее имя которого читатель узнает лишь в конце — Василий Егорович Князев, его брат Дмитрий и жена Софья Ивановна) — выходцы из деревни.


Жанр рассказа предполагает изображение некого единичного события, случая, ситуации, которая, однако, раскрывает характеры героев. Сюжетную ситуацию рассказов Шукшина часто организует столкновение горожанина и сельского жителя — они представляют разные культуры, типы мышления, жизненного поведения, при этом завязавшийся конфликт выглядит как неразрешимый, герои не находят ни возможности, ни желания понять противную сторону. В рассказе Шукшина «Срезал», анализ которого мы проведем, неразрешимость этого конфликта особенно очевидна.


«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам.


Перед писателем, обращающимся к жанровой разновидности романа о романе, стоит сложная композиционная задача: совмещение двух разных стилевых планов. С одной стороны, это повествование об истории романа, об обстоятельствах, сопутствующих его созданию, о той социальной и культурной среде, которая его породила. С другой стороны, это собственно романный текст, история создания которого становится сюжетообразующим фактором произведения.


Проблематика поэмы «Анна Снегина», анализ которой мы проведем, неразрывно связана со смысловым объемом, который несет в себе лирика Есенина. Один из центральных аспектов проблематики его поэзии в целом определяется решением вопроса о соотношении частного времени личности и исторического времени национальной жизни. Обладает ли человек определенным суверенитетом в отношении к истории, может ли противопоставить разрушительному и тлетворному влиянию исторического процесса (если он именно так его воспринимает) свое право остаться частным человеком, отвергнув посягательства исторического времени на его личную жизнь и судьбу?


В основе стихотворения «Прозаседавшиеся», анализ которого мы проведем, лежит развернутая реализованная речевая метафора. Она и стала сюжетообразующей в этом стихотворении, которое в композиционном плане распадается на две части. В первой части — экспозиция, когда лирический герой в поисках некого «товарища Иван Ваныча»,


Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам»: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос» может характеризовать все творчество Маяковского.


Е. Эткинд выдвигает гипотезу о том, что главы-эпизоды поэмы оказываются попарно симметричными: первая глава имеет смысловое и образно-тематическое соответствие с двенадцатой, вторая — с одиннадцатой, третья — с десятой и т.д. Давайте разберемся, какова композиция поэмы Блока «Двенадцать».


Поэма Блока «Двенадцать», жанр которой мы рассмотрим, очень сложна по своей художественной архитектонике. Она полифонична, многоголоса, в ней нет традиционного для поэмы образа лирического героя, прямо выраженного авторского «я». Редуцирован и сюжет, характерный для поэмного жанра, его роль в создании композиционного единства произведения явно понижена. Единство композиции формируется иными художественными средствами: рифмовкой широких образов-символов, переходом от полифонии и ритмической несобранности первых глав, призванных воспроизвести хаос как общее состояние мира, пережившего революцию, к ритмической стройности и «державности» последней главы.


1-10 11-20 ... 321-330 331-340 341-350 351-360 361-370 ... 651-660 661-664