Главная » Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю. |
В категории материалов: 72 Показано материалов: 41-50 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
На первый взгляд, ранняя лирика Лермонтова более проста, более определенна, даже более однозначна по смыслу, чем дальнейшее его творчество. Лирика Лермонтова — это лирика романтическая. Поэтому герой ее не может не вступить в противоборство с миром, уже самим своим существом он отрицает обыденную жизнь. |
Стихотворение «Завещание» (Лермонтов), анализ которого мы проведем, по стилистике отличается от исповедальных признаний от первого лица в других лирических произведениях, несмотря на то что предсмертная откровенность является в нем главной мотивировкой высказывания. Своеобразие «Завещанию» придает характеристика главного героя. Он настолько далек от автора, что лирическое содержание образа скрыто за передачей разговора умирающего воина с другом. |
Художественное своеобразие миниатюры «Утес» Лермонтова, анализ которой мы проведем, определяется использованием параллелизма. Любовная встреча ассоциируется с игрой облаков, задевающих вершину горы. В стихотворении два четверостишия, противоположные по эмоциональному впечатлению. |
В стихотворении «Сон» Лермонтова, написанном в последний период творчества (май — июль 1841 г.), любовь предстает «грустным сном», в который душа погружена «Бог знает чем» (строфа 4). Он видится и лирическому герою, и его возлюбленной, одной из «юных жен, увенчанных цветами» (строфа 3), оставшейся в родимой стороне и разлученной с предметом своих дум («Сидела там задумчиво одна...» — строфа 4), находящимся в Дагестане, то есть на Кавказской войне. |
В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», анализ которого мы проведем, совершается необычное признание: обращаясь к той, кто покорила сердце «красой», вызвала пылкое чувство, лирический герой признается в том, что это лишь отзвук «прошлого страданья». В трех строфах (четверостишия пятистопного ямба) разворачивается сравнение двух переживаний. |
В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. |
Конкретная дата, предваряющая текст (1 января), указывает на прототипическую основу стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого мы проведем. В нем претворяются впечатления от новогоднего бала в Дворянском собрании Петербурга. Это был праздник, где звучала музыка, суетилась и танцевала разряженная толпа. Лирический герой был захвачен блеском и пестротой бала, но погружался во внешнюю жизнь лишь наружно. |
Лирический герой Лермонтова не находит в реальности собеседников, достойных узнать его думы и настроения. Его послания — это обращения к Божественным силам. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) он признается в том, что тайны его души понятны лишь Богу. |
В ранней лирике Лермонтова образ возлюбленной имел реальную прототипическую основу. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…», анализ которого мы проведем, входило в цикл произведений, обращенных к Н. Ф. Ивановой. В некоторых посланиях адресат назван, что подчеркивает конкретный характер чувств и впечатлений, отразившихся в лирических излияниях. Это становится особенно важно в связи с тем, что они необыкновенно пылки, страстны и в то же время недоступны окружающим. |
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», анализ которого мы проведем, отделено от юношеского творчества Лермонтова всего несколькими годами, но за это время в жизни поэта произошли важные перемены. Оно написано «узником», создано заключенным в Главном штабе, ожидающим решения суда о своей дальнейшей судьбе. Автобиографические моменты усиливают значение вывода, содержащегося в произведении, где утверждается возможность гармонии, «счастья... на земле», постижения божественного смысла бытия. |