«Завещание» (Лермонтов): анализ стихотворения
Стихотворение «Завещание» (Лермонтов), анализ которого мы проведем, по стилистике отличается от исповедальных признаний от первого лица в других лирических произведениях, несмотря на то что предсмертная откровенность является в нем главной мотивировкой высказывания. Своеобразие «Завещанию» придает характеристика главного героя. Он настолько далек от автора, что лирическое содержание образа скрыто за передачей разговора умирающего воина с другом. Он умирает «честно за царя» в чужом краю (родной стороне он посылает «поклон»), в котором служит уже долгие годы («Как вспомнишь, как давно...»), не зная о судьбе родных («...если кто из них и жив...») и не веря, что его делами кто-то «озабочен». Введение эпических элементов помогает оценить внутренний мир героя со стороны. Созданию впечатления чужого разговора помогает постоянное употребление в тексте обращений, просторечий и переносов, выполняющих здесь функцию передачи небрежной, разговорной интонации. Однако чувства, выраженные с последней откровенностью того, кому «На свете мало, говорят», осталось жить, близки переживаниям лирического героя других лермонтовских стихотворений, в связи с чем предстают объективным подтверждением их психологической достоверности. В стихотворении «Завещание» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, три строфы, первая и третья представляют собой восьмистишия разностопного ямба с урегулированной, но при этом разнообразной рифмовкой (первое четверостишие — перекрестная, второе — две парные рифмы). Центральная строфа состоит из двух соединенных восьмистиший и несет основную содержательную нагрузку, так как в ней заключена основная часть завещания. Его посылать, «по правде», некому. С этой мысли начинается излияние. Правда — ключевое слово в анализируемом стихотворении. Она известна другу, но родителям героя открыть ее нельзя, она «опечалит их», а этого их сын не желает, требуя («Смотри ж...»), чтобы о нем помнили, что он «писать ленив». Внешние приметы истины скрыть нельзя, поэтому о его смерти должен узнать тот, кто «спросит»: А если спросит кто-нибудь... Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря... Неизвестным для окружающих останется внутреннее состояние, для героя оно важнее «судьбы». Внимание к нему привлекается благодаря обрыву восходящей интонации, наступающему после повторения призыва «Скажи» и обрисовки содержания сообщения: Скажи им, что навылет в грудь... … Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю. … Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали. Главным в душе является воспоминание о «соседке... одной». С ней герой расстался так давно, что не надеется на память, на интерес к своей жизни, но именно ей просит рассказать «всю правду». Скорую смерь он воспринимает как страшный повод напомнить о себе. В последней строфе восклицание сочетается с недоговоренностью, переданной многоточиями, которые, в отличие от первых строф, где ими выражалось подавляющее ожидание конца, выдают волнение. Правдой о человеке оказывается его духовное бытие, и его характеристика выявляет единство романтических переживаний лермонтовского лирического героя с обобщенным представлением о русском национальном сознании. «Завещание» Лермонтова наследует традицию фольклорной песни, где умирающий обращается к родине, родителям, друзьям, скрывая свои бедствия, но взывая к их пониманию и сочувствию. Только давняя возлюбленная не вызывает у него потребности уберечь ее внутренний мир от неожиданного удара. У нее «пустое сердце», смерть героя для нее «ничего не значит». Финальным аккордом становится надежда вызвать, несмотря на это, понятную жалость («Пускай она поплачет...»). Она и будет той желанной встречей за гробом, о скрытой жажде которой свидетельствует эмоциональный всплеск, переданный восклицаниями, особенно выделяющимися на фоне умолчаний. В настроении лирического героя заслоняющая его обрисовку бытовая сценка выявляет безнадежность. Благодаря ощутимости деталей подтверждается представление о любви как одиноком, горестном переживании, несчастье целой жизни («...Как давно...»). Эпические элементы в стихотворении важны в связи со стремлением придать обобщенный смысл мысли о несовершенстве земного мира. Ее осознание через обстоятельства судеб героев, обреченных на разлуку («Не вспомнит... все равно...»), вносит драматизм и напряженность в раздумья. В стихотворении «Завещание» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, нет последовательно развивающейся лирической медитации, что связано со спецификой художественной цели — передать фрагментарность высказываний раненого, пытающегося, невзирая на то что кончаются силы, пресекается голос, досказать главное. В каждой строфе выделяются две части: в начальных строчках обрисована тема (в 1-й — необходимость перед скорой смертью высказать отношение к свету, на котором «мало... остается жить»; во 2-й — признание в том, что на память о себе герою не хочется оставлять внешних подробностей, даже значимых и страшных; в 3-й — выяснение «всей правды» о внутренней жизни). В заключительных — тема раскрывается с предельной, исповедальной откровенностью. Последнее двустишие предстает обобщением, выводом. Особое внимание привлекается к последнему высказыванию, венчающему «завещание». Даже на фоне искреннего разговора оно выглядит признанием в самом главном. Оно является кульминационным моментом в предсмертной исповеди, благодаря чему центральным переживанием героя становится любовь. Это чувство и предстает «всей правдой», «значит» в жизни настолько много, что при мысли о нем забываются страдания и даже смерть. Непонимание его важности возлюбленной вызывает надрывное, щемящее чувство, выраженное, в соответствии с соблюдением художественной достоверности образа умирающего «честно за царя» воина, в просторечии («Ей ничего не значит!»). Такой эмоциональный акцент завершает создание трагического настроя в стихотворении. Он подтвержден и на фоническом уровне: в последней строфе настойчиво звучит гласный «а», напоминающий о значимых словах: «она», «правда» (7 раз). На этом завершим анализ стихотворения Лермонтова «Завещание». Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3408
| |