Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 1071-1080
Страницы: « 1 2 ... 106 107 108 109 110 ... 116 117 »

Повесть «Дневник лишнего человека» (1850) обозначила в художественной литературе особый социально-исторический тип литературного героя («лишний человек»), впервые терминологически его зафиксировав. Герои, подобные Онегину, Печорину, Бельтову, «Гамлету Щигровского уезда» Василию Васильевичу из «Записок охотника» самого Тургенева, после ее появления стали именоваться в критике именно так.


Интересна быстрая и своеобразная эволюция Тургенева-писателя. Лирик Тургенев с середины 1840-х годов резко повернул на прозу. Тут прослеживается своя внутренняя логика. Объективно именно проза выдвигалась вперед в 40-е годы самой литературной ситуацией. Читательский интерес к поэзии катастрофически быстро слабел.


В «Записках охотника» рассказчик, обычно в сопровождении крестьянина-охотника Ермолая, бродит с ружьем по довольно обширной территории (частью по Орловской, частью по Калужской губернии). Он не упускает случая предаться наблюдениям в духе физиологических очерков. Именно с таких наблюдений над различиями орловских и калужских мужиков начинается первый очерк «Хорь и Калиныч». Анализ этого рассказа представлен в данной статье.


Обычно указывают, что «Обрыв» писался почти двадцать лет с перерывами. На самом деле Гончаров скорее брался на протяжении этих лет за некие разнородные, хотя и смежные замыслы, которые не были завершены.


Образ Штольца можно лучше понять, обратившись к его семье. Мать Штольца отнюдь не в восторге от ряда черт своего мужа-немца. Сын унаследовал свою деловитость и энергию отнюдь не от матери. Он именно «напирает, ломит и пробивает».


В 1852 г. Гончаров отплыл в долгое путешествие на парусном фрегате «Паллада» (1852—1854). Экспедиция обогнула африканский континент, через Индийский океан добралась до Японии и завершилась у берегов русского Дальнего Востока.


В СССР была создана огромная исследовательская литература о Герцене. Однако она была почти всецело спроецирована на тему его революционности. С точки зрения литературного мастерства творчество Герцена-писателя исследовалось несравненно менее внимательно. Между тем это автор весьма огромного и оригинального писательского таланта.


Если обратиться к мнению Белинского, что «Кто виноват?» не роман гак таковой, а «ряд биографий», то в этом произведении, действительно, после исполненного иронии описания того, как в дом генерала Негрова (у которого есть прижитая со служанкой дочь Любонька) нанялся учителем молодой человек по имени Дмитрий Круциферский, следуют главы «Биография их превосходительств» и «Биография Дмитрия Яковлевича».


Несуществующие реально герои вымышленных романных сюжетов откровенно раздражают Герцена: это восковые статуи, слепки, у которых все внешнее, вдобавок все выдуманное, внутри которых нет жизни, нет загадки. Записки, мемуары, по его мнению, напротив, запечатлевают реальную, живую «эксцентрическую жизнь», полную вопросов и тайн.


Вслед за эпохою смуты Пушкина, как историка и как художника, вскоре привлекает другая эпоха и другой герой: эпоха Петра Великого и сама личность царя-преобразователя. Поэт принимается за основательное изучение петровского времени по первоисточникам и архивным документам. Первым художественным плодом этих занятий становится поэма «Полтава» (1828).


1-10 11-20 ... 1051-1060 1061-1070 1071-1080 1081-1090 1091-1100 ... 1151-1160 1161-1170