"Хорь и Калиныч": анализ рассказа
В «Записках охотника» рассказчик, обычно в сопровождении крестьянина-охотника Ермолая, бродит с ружьем по довольно обширной территории (частью по Орловской, частью по Калужской губернии). Он не упускает случая предаться наблюдениям в духе физиологических очерков. Именно с таких наблюдений над различиями орловских и калужских мужиков начинается первый очерк «Хорь и Калиныч». Анализ этого рассказа представлен в данной статье. Картинно-конкретные жизненно достоверные наблюдения и описания будут регулярно вводиться автором и в последующих очерках цикла. Как и здесь, они часто автономны по отношению к сюжету произведения. Хорь и Калиныч — не только земляки, они оба крестьяне одного «калужского мелкого помещика», добродушно-эгоистичного Полутыкина. Однако Хорь богат, практичен и самостоятелен до индивидуализма (живет не в деревне, а «в лесу на болоте»»). Калиныч же, хоть и не орловец, но как раз бедный мужичок. Он и сам не очень склонен к ведению «справного» крестьянского хозяйства, а вдобавок постоянно отвлекается от хозяйства помещиком, который приспособился непременно таскать его с собой на охоту (Калиныч «за барином наблюдал, как за ребенком»). В очерке Калиныч неожиданно оказывается близким приятелем Хоря — противоположные натуры тянутся друг к другу. Но в отличие от Хоря Калиныч грамотен (по тем временам большая редкость среди крестьян), вдобавок «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Похожий герой позже еще раз появится в «Записках охотника» — им будет Касьян с Красивой Мечи из одноименного произведения. Калиныч не только человек, словно сросшийся с природой, но и натура поэтическая. Он знает и любит народные песни, «довольно приятно» их поет, играя на балалайке. В расположенных автором во второй половине цикла «Певцах» любовь к народной песне — общая черта всех героев: и главных (Яшка-Турок, рядчик, Дикий Барин) и второстепенных (Обалдуй, Моргач, кабатчик Николай Иваныч). Охотник, «костомаровский барин», — тоже поэтическая душа. Эту сторону его образа Тургенев акцентирует уже в первом произведении цикла. Потому читатель воспринимает как нечто вполне естественное, что рассказчика и далее то и дело отвлекают от его «физиологических» наблюдений над крестьянским бытом красоты природы (в этом плане образцовыми примерами могут служить «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг»). Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3915
| |