Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Крестьяне в "Записках охотника". Краткое содержание рассказа "Постоялый двор"

  • Статья
  • Еще по теме

В произведении "Записки охотника" портреты крестьян, которые должны тянуть лямку крепостничества, представлены во множестве. Таким способом автор показал русскому обществу новый мир во всей его наготе, мир людей, на труде которых зиждилась могущественная Россия.

В рассказах "Записки охотника" портреты крестьян, нарисованных автором, характеризуются следующими чертами: это бедные, неопрятные, беспечные и ленивые люди. Но как только они выбиваются из своего бедственного положения, они становятся трудолюбивыми хозяевами. Будучи недалеким и простоватым с виду, мужик на деле оказывается хитрым. Мужик флегматичен, но в то же время упрям, груб, а иногда и жесток. Если ему удается добиться более высокого положения, мужик нередко гордо и даже с презрением относится к меньшему брату, но к барину постоянно питает благоговение и всегда высказывает рабскую покорность. Правда, невежество и наклонность к пьянству доводят его до гибели, однако он равнодушен ко всему, к своему и чужому горю и даже к смерти. Однако крестьяне в "Записках охотника" имеют и симпатичные стороны «скрытой добродетели», поэтому они возбуждают сочувствие, жалость. Тургенев отлично понимал, почему так, а не иначе складывался характер мужика, а потому его произведение послужило ярым протестом против крепостного права, против деспотического отношения помещиков к крепостным, против ненормального положения крестьянина и, главным образом, против распространившегося мнения, что мужик не способен чувствовать, что он - не человек.

Зажиточные хозяева


Некоторые крестьяне в "Записках охотника" добились сравнительно лучшего материального положения и сделались вполне зажиточными хозяевами. Это крестьяне-практики, такие как Хорь в рассказе «Хорь и Калиныч» и Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Сам барин называет Хоря умным мужиком; и действительно, он оказывается дальновидным человеком. Хорь ясно сознает, что ему лучше быть вдали от барина и, благодаря своей находчивости и здравому смыслу, получает позволение поселиться в лесу, на болоте. Хорь вполне убежден, что барин мечтает исключительно о том, чтобы получить с него как можно больше оброку, и герой исправно вносит помещику по сто рублей в год. Промышляя «маслишком и дегтишком», этот герой скопил деньжонки, но на волю не выкупается из-за особых расчетов. Он полагает, что ему выгоднее быть за барином, «попадешь совсем в вольные люди - тогда кто без бороды живет, тот и будет Хорю набольший». Следует заметить, что Хорь не любит высказывать своих мнений о свободе, и автор говорит про него: «Крепок ты на язык и человек себе на уме». С презрением он смотрит на женщин, которые, по его мнению, должны быть постоянно в полной зависимости от мужчин. Отличительной чертой Хоря является его отношение к барину-помещику. Он как будто сознает несправедливость ненормальных отношений между барином и мужиком. Так, Хорь спорит с Калинычем, доказывает ему, что барин должен дать Калинычу на сапоги, так как постоянно тот таскает его на охоту. К автору рассказа Хорь в разговоре относится как-то снисходительно иронически. Вывод Хоря очень прост: барину живется очень легко на свете: ему делать нечего, так как за него другие делают; пусть себе забавляется.

Ярким типом практика-хозяина служит Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Николая Ивановича знают во всем околотке как приветливого и добродушного хозяина, а потому в его кабаке всегда можно найти много гостей. Своими симпатичными чертами этот герой снискал себе расположение окружающей среды и даже пользовался известным влиянием.

"Постоялый двор": краткое содержание

Однако из «Записок охотника» видно, что ничто не гарантировало практика-крестьянина от различных превратностей его зависимого положения. Рассмотрим рассказ "Постоялый двор". Краткое содержание его следующее.

Крестьянин Аким Семенов начал с извоза, разжился, завел постоялый двор, но страсть к бабам была главной причиной его несчастной судьбы. Будучи уже совершенно пожилым мужиком, Аким Семенов вдруг влюбился в молодую горничную барыни и женился на ней почти против ее воли. Жизнь четы течет мирно и спокойно, но неожиданно на Акима Семенова обрушивается несчастье, виновником которого является мелкий торговец Наум Иванович. Последнему удалось соблазнить жену Акима, а впоследствии этот негодяй на вытребованные от Авдотьи деньги Акима покупает у его барыни постоялый двор, принадлежащий Акиму, причем купчая была написана на ее имя. Это обстоятельство производит удручающее впечатление на Акима, который весь теряется; его собственный постоялый двор, бывший в течение нескольких лет для него единственной доходной статьей, переходит во владение к чужому человеку на его собственные деньги. Кроме того, чужой человек покупает недвижимость не у него, а у его помещицы, которая бессовестно пользуется весьма сомнительным правом на имущество своих крепостных.
Это горе окончательно свалило с ног Акима. От помещицы своей Аким ничего не может добиться, полагает, что он не в состоянии поправить беду. С горя герой два дня пьянствовал со случайно встретившимся ему дьячком Ефремом, отчаянным пьяницей. Под влиянием винных паров он решается отомстить новому владельцу и намерен поджечь двор, в который уже переселился Наум Иванович со своими работниками. Последний оказывается слишком дальновидным: он чутко спит и ловит Акима на месте преступления, причем тут же налицо оказывается тлеющая головня и кухонный нож. Акима сажают на ночь в подвал с намерением отвезти его на следующий день в город. Наш герой отрезвляется, и за ночь с ним происходит переворот: к Науму Ивановичу он уже не предъявляет претензий, но все обрушившееся на него несчастья приписывает личным грехам. Аким оставляет в покое Наума Ивановича и предается скитальческому образу жизни. Он становится набожно-идеальным; он совершенно простил Наума Ивановича и Авдотью, которой он отдал все оставшееся имущество, и барыню. Так заканчивается рассказ "Постоялый двор", краткое содержание которого мы только что описали.

Крестьяне-идеалисты, мечтатели


Другую категорию лиц составляют крестьяне-идеалисты, мечтатели, которые нисколько не заботятся об улучшении своего материального положения и вполне довольствуются тем, что имеют возможность жить и созерцать красоту Божьего мира. Сюда относятся два типа, нарисованных Тургеневым в «Записках Охотника»: Калиныч и Касьян с Красивой Мечи. Оба они поэтические натуры в русском народе. У Калиныча добродушный, ясный взор, вечно веселый и кроткий нрав; он - идеалист, романтик, совершенное дитя природы. Он людей не знает и никогда не узнает. Его благородная и нежная душа требует привязанности. Он уважает и любит Хоря, а за барином ухаживает, как за ребенком. Чувство в нем пересиливает все прочие душевные силы. Он говорит с жаром обо всех предметах. Хозяйством Калиныч не занимается, так как его отвлекает охота с барином, к которому он относится с почтением и благоговением. Калиныч совершенно доволен своим положением, верит слепо, что все так должно быть и что все прекрасно. Ум Калиныча требует пищи; но образования он не получил, а на природу смотрит своеобразно. Он слепо верит разным явлениям природы, так как не у кого спросить об истинном их значении. Калиныч умеет заговаривать кровь, бешенство, испуг, выгонять червей; у него не мрут пчелы, у него легкая рука. Воли своей у Калиныча нет. Он чувствует себя хорошо под покровительством Хоря, к которому питает уважение и любовь. Этот факт подтверждает, что автор открывает о мужике такие черты, существования которых он и не подозревал раньше: мужик, оказывается, может не только чувствовать, но даже питать нежное чувство, вызываемое не какими-нибудь физиологическими причинами, а тем, что он - человек. Но одновременно с таким человеческим чертами в Калиныче совмещается отсутствие чувства собственного достоинства. Он рабски предан Попутыкину и убежден, что исполнить все прихот и барина - его прямая обязанность. Это, само собой разумеется, следствие его крепостного положения, окружающей его крепостной среды.

Подобный Калинычу близкий к природе тип русского крестьянина Тургенев выводит в лице Касьяна с Красивой Мечи. Этот маленький, черненький старичок, со своим то лукавым, то доверчивым, то пытливым и проницательным взглядом, тоже человек без практического смысла. Работник он плохой; семьи у него нет, промышлять - ничем не промышляет, как он сам выражается. Правда, Касьян ловит соловьев, но не для продажи, а так отдает добрым людям на утешение и на веселье. Когда герой заговорит о природе, речь его льется свободно, с одушевлением. «Речь его - не мужичья речь», - говорит автор. Однако убивать «тварь ручную», кото рая "от древних отцов", Касьян грехом не считает: она "Богом определена для человека". К человеку вообще он не относится с особенным уважением, не потому, что «справедливости в человеке нет», но он верит и даже убежден, что имеется где то блаженная страна, где все люди живут в справедливости и довольстве. Дойти до этой страны Касьян никак не может, хоть много уж исходил, ища справедливости, как и «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут». Касьян грамотен, хотя, понятно, необразован. При образовании он, вероятно, более страдал бы от своего положения. Он обучает грамоте свою дочь Аннушку. Но он немало огорчен и расстроен. В числе прочих крестьян и Касьяна внезапно переселили с родины на новое, чужое место. Здесь, в тесноте, оторванный от родного гнезда, герой совсем потерялся. Но несмотря на все это, Касьян и философ, и поэт, и лекарь, и заговаривать умеет. Он знает свойство некоторых трав и лечит, но медицинские его убеждения имеют много общего с распространенной теорией самоисцеляющего действия природы. Касьян признает, что исцеление идет само собой, а человек может только способствовать ему или препятствовать, ставя его в те или иные условия. Если же человек не выздоравливает, то уж ничем нельзя помочь: Максиму-плотнику например, нельзя было помочь, так как он был «не жилец на земле». К заговорам Касьян относится с большой осторожностью: «И помогают-то они, а грех», - говорит он про нечистые травы. Так как у героя не было возможности переменить свое положение, то он и затаил в себе душевные силы и живет больше в мечтательном мире, нежели в действительном, который его вовсе не удовлетворяет. Он мечтает очутиться в тех странах, где солнце светит приветливее, и «Богу человек видней, и поется то ладней», где раздолье и Божья благодать, где каждый человек живет по справедливости и испытывает полное удовольствие. Таков Касьян, но и он - собственность хозяина помещика.

Крестьяне, которых не коснулась цивилизация


Третью группу составляют такие крестьяне, которых совершенно не коснулась цивилизация. Таков Бирюк. Плечистый, высокого роста, он обладает огромной физической силой. Мужики боятся его. Он не дает утащить вязанки хворосту. В какую бы пору мужики ни пытались стащить что-нибудь, Бирюк всегда тут как тут, и его ничем нельзя подкупить. Бирюк не показывает себя жестоким по отношению к мужику: он только суров и строг: «Воровать никому не след», - читает он нотацию пойманному на месте преступления мужику, хотя в глубине души, бесспорно, сочувствует бедняку, которого «нужда» и «голодуха» толкнули на воровство. Отпускает его Бирюк, однако не сразу. Он знает, что он тоже человек подневольный, и с него взыщут.

Главная задача Тургенева при создании этих образов заключалась в том, чтобы доказать, что мужик такой же человек, как помещик или любой представитель высшего сословия, что он так же понимает и чувствует. Если этот мужик грязен, голоден, груб, невежественен; если этому обитателю деревни чужды более или менее понятия нравственности, эстетики и идеальной добродетели, то в этом виноват не он, а тот, кто не имея на то никакого права, завладел им, обратил его в свою собственность, внушил ему чувство рабской покорности и в то же время развил в нем разного рода недостатки и, как паук, сосет из него соки и благоденствует на счет его работы.

Для примера, возьмем трагическую сцену из рассказа «Бирюк». Тут мы встречаемся с ободранным голодным мужиком, которого крайняя нужда заставила отправиться в чужой лес за деревом для продажи, но вора поймал Бирюк. Из диалога между Бирюком и крестьянином слышим мы слова последнего: «Отпусти... с голодухи... отпусти...» Какая тяжелая картина горького крестьянского житья встает перед нами во время этого разговора. Каждый из них прав по-своему. Бирюк неумолим, так как ему нередко приходится выслушивать такие объяснения, но у Бирюка на все один ответ: воровать никому не след.

Удивительно симпатичный тип крестьянской девушки представляет набросанный портрет Акулины в рассказе "Свидание". Акулина тяготится своим деревенским положением, хотя не видела другого, а только слышала от своего возлюбленного, камердинера барина Виктора Александровича, о чудесах Петербурга. «Общество, образование просто удивление», рассказывает он. Акулина слушает с пожирающем вниманием, слегка раскрыв губы, как ребенок, а он старается доказать, что она этого даже понять не в состоянии, но она возражает: «Отчего же, Виктор Александрович? Я поняла: я все поняла». Ужасно жаль становится эту славную, любящую и любознательную девушку, которая делается жертвой развращенного «образованного» городского лакея.

Источник: Пишем сочинения по рассказам И.С. Тургенева "Записки охотника". М.: "Грамотей", 2006

Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13302