Рассказы "Записки охотника" (Тургенев): общая характеристика
Рассказы "Записки охотника" (Тургенев) представляют собою яркий протест автора против крепостного права, но в них мы не найдем сатирического изображения реалий жизни того времени. Без сомнения, большой материал для бичевания крепостного права с различных сторон доставило Ивану Сергеевичу Тургеневу жестокое отношение собственных его родителей к принадлежащим им крепостным. По своему таланту Иван Сергеевич не способен был резко критиковать ненормальные условия жизни. Рассказы "Записки охотника" Тургенева, подобно "Мертвым душам" Гоголя, развертывают пред нами только широкую картину тогдашней жизни - преимущественно помещиков и крестьян. Читатель уже сам догадывается о том, какой вред приносило крестьянам крепостное право. Автор изображает крестьян более симпатичными, чем их господ помещиков. Читатель глубоко жалеет простых людей, видя их бесправное положение, и негодует на жестокость и самодурство власть имеющих. По своему плану "Записки охотника" - ряд рассказов, не имеющих между собою тесной связи, объединяются они только единством предмета и настроения: автор во всех произведениях изображает народную жизнь с любовью и вызывает сочувствие к тяжелому положению крестьян. Всех рассказов 25. Самые замечательные из них следующие: «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи»,«Льгов», «Малиновая вода», «Бежин луг», «Бирюк», «Бурмистр», «Живые мощи». Некоторые рассказы Тургенева мало имеют отношения к жизни крестьян, например: «Мой сосед Радилов»,«Уездный лекарь», «Гамлет Щигровского уезда». «Записки охотника» распадаются на три рода рассказов. Один из них всецело принадлежит характеристике русских народных масс, и в них с наибольшей силой отражена русская душа, та естественная, прирожденная русская душа, которую не задело влияние европейских идей. Рассказы "Записки охотника" Тургенева показывают нам, что для русской души характерно отрицательное отношение к «земным благам», вообще к плотской жизни, и связанное с ним какое-то спокойное, почти фаталистическое отношение к смерти Второй род рассказов изображает высшие слои русского народа. Одни из них характеризуют русскую помещичью жизнь, не особенно близко, впрочем, касаясь отношений помещиков к подвластным им крестьянам. Главная, основная их черта - характеристика людей, получивших возможность жить без деятельности, почему в среде их развиваются искусственные интересы, занятия без строго определенных целей и, наконец, в результате, падение нравственных представлений об их общественных обязанностях и правах. Третий род рассказов посвящен изображению типов, появляющихся тогда в русской жизни под влиянием недостаточного, притом чуждого, просвещения. Таков рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Но эти последние, как отчасти и вторые, по своему характеру уже примыкают к позднейшим произведениям Тургенева. С детства Тургенев носил в душе своей целый мир явлений, сцен и лиц окружавшего его мира крепостных отношений. Полученное им на Западе просвещение осветило ему понимание народной действительности путем познания того лучшего порядка жизни, который был выработан вековыми усилиями западно-европейских родов. Когда он понял основной грех родной действительности, заключавшийся в крепостном праве, то он, по собственному признанию, не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел «Мне необходимо, - говорил он, - уединиться от моего врага, чтобы сильнее напасть на него. Враг этот - крепостное право. Я поклялся никогда с ним не мириться. Это была Аннибалова клятва». 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19910
| |