Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 491-500
Страницы: « 1 2 ... 48 49 50 51 52 ... 116 117 »

В основу сюжета поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» положено путешествие помещика-авантюриста Чичикова, разъезжающего по всей России и скупающего у крепостников фактически не существующие, но ещё значащиеся в документах крестьянские души. Однако важность представляет не сам факт хитроумной поездки Чичикова, а отображение в поэме характеров и нравов людей той эпохи.


В бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», помимо уничтожающей характеристики нравов и устремлений провинциальных чиновников, помещиков и простых жителей, безусловный интерес представляет и сатирическое изображение главного героя этой пьесы — лжеревизора Ивана Александровича Хлестакова.


Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.


Классическая тема о взаимоотношении поэта и общества занимает значительное место в лирике М.Ю. Лермонтова, творческий путь которого пришёлся на эпоху безвременья. Особенно яркое выражение она получила в таких стихотворениях, как «Смерть Поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и, конечно же, «Пророк».


После поражения восстания 14 декабря 1825 года горечь и разочарование надолго поселились в сердцах россиян. Надежд на благоприятные перемены в общественной жизни почти не осталось. Люди, ощущающие в себе необъятные силы, готовые к деятельности на благо Отечества, оказались лишними. Это настроение выражено в стихотворении Лермонтова «Монолог». «Из детских вырвавшись одежд», поэт испытывает острую потребность в действии. Однако в условиях реакции талант, знания, добрые намерения граждан остаются невостребованным.


Летом 1831 года Лермонтов, разлученный самовластьем бабушки со смертельно больным отцом и с предметом своей любви Наташей Ивановой, чувствовал себя одиноким, чужим в родовом столыпинском «гнезде». Чем плотнее сжимался вокруг поэта столыпинский круг, тем болезненнее он ощущал свою инородность в этой среде. Он чувствовал себя листком, оторванным от другого родословного древа, сыном безродного пехотного капитана. Поэтому в мечтах юный поэт оказывался далеко, среди округлых холмов, поросших вереском, и пустошей легендарной прародины — Шотландии.


При упоминании стихотворного романа А.С. Пушкина в первую очередь на память приходят две центральные фигуры — Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Однако в произведении есть ещё одно действующее лицо, которое по своему значению и воздействию на читателей, как это ни странно, далеко превосходит Онегина и Татьяну. Это лицо — автор.


Важнейшим эпизодом повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является первая встреча Гринёва с Пугачёвым. Этот эпизод имеет огромное значение для понимания основной идеи произведения и характеров главных героев.


Читая «Повести Белкина» А.С. Пушкина, чувствуешь, что автор создавал их на одном дыхании. Действительно, все пять произведений этого цикла: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» — были написаны Пушкиным в 1830 году, в период знаменитой «болдинской осени».


"Маленький человек" — определение, применяемое к разряду литературных героев эпохи реализма. Они занимают довольно низкое место в социальной иерархии: в роли "маленького человека" выступает обычно чиновник, мещанин или бедный дворянин.


1-10 11-20 ... 471-480 481-490 491-500 501-510 511-520 ... 1151-1160 1161-1170