Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Образ автора в романе "Евгений Онегин" (сочинение)

  • Статья
  • Еще по теме

При упоминании стихотворного романа А.С. Пушкина в первую очередь на память приходят две центральные фигуры — Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Однако в произведении есть ещё одно действующее лицо, которое по своему значению и воздействию на читателей, как это ни странно, далеко превосходит Онегина и Татьяну. Это лицо — автор.

Пушкин создал свой законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение. Перед нами предстаёт общительный собеседник, заинтересованный в доверии читателя и сам доверяющий ему.

Однако образ автора в романе неоднозначен. В первой же главе в двух рядом стоящих строфах «Онегина» автор представляется нам в двух совершенно разных лицах. В первом случае это светский повеса, петербуржец до мозга костей, как и его герой, поднаторевший в «науке страсти нежной», поклонник дамских ножек... Но уже в следующей строфе автор предстаёт иным:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

В романе выражено другое чувство, другое отношение к женщине, и речь окрашена иной интонацией. Не свечи петербургской бальной залы, а грозовые молнии, не зеркальный паркет, а брошенный под ноги любимой скалистый берег Крыма. И в то же время в этих строках звучит простодушная усмешка, ирония автора по отношению к самому себе:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор...

В этом признании автора ощущается горечь. Его можно расценивать и как прощание с молодостью, и как полемический манифест художника, пришедшего от романтизма к реализму. Отныне цель художника — изображать жизнь, её повседневную прозу.

По мере повествования автор всё свободнее говорит от первого лица, потребность в общении с читателем не ослабевает. При этом формы авторского самовыражения разнообразны. Это может быть, например, невзначай подвернувшаяся шутка:

Читатель ждёт уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!

Многообразны и темы авторских отступлений — от плачевного состояния российских дорог до творческой биографии музы в начале восьмой главы.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» проявляется и через отношение к героям произведения. «Мне нравились его черты», — говорит Пушкин об Онегине, добавляя такие характеристики, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «мой Евгений». Однако, признаваясь в хорошем отношении к Евгению («я сердечно люблю героя моего...»), автор в то же время подчёркивает различие между собой и героем:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной...

Автор показывает, что жизненные испытания, предпринятое Онегиным путешествие в конечном счёте изменили его. В своём письме к Татьяне Онегин раскрывает душу не только ей, но и читателю. Здесь он совсем не похож на пресыщенного столичного денди, который «в благом пылу нравоученья» преподал когда-то Татьяне жестокий урок. Онегин стал старше, богаче духовно и, думается, человечнее.

В то же время в свои 26 лет Онегин одинок. Жизнь его потерпела крушение. В душе посеяна смута:

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!..

Судьба Онегина печальна, и автор сочувствует ему вместе с читателем.

А что же Татьяна? На мой взгляд, тот факт, что автор отождествляет её со своей музой, говорит о многом. «Татьяна, милая Татьяна», «красавица моя», «моя Татьяна», «милая Таня», «моя мечтательница милая», «Татьяны милой идеал» — любима и поэтически возвеличена героиня, перед которой автор испытывает почтительное восхищение. Как он переживает за неё, когда, оговаривая простонародность её имени, впервые представляет её читателю! Трепетное отношение автора к Татьяне проявляется и в тот момент, когда он знакомит читателя с её письмом, когда показывает её московской барышней:

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу;

На прелести её степные

С ревнивой робостью гляжу.

Но опасения автора оказались напрасными. Глубина, цельность образа героини не могут не очаровывать. Татьяна прекрасна в любом обличье. Деревенская барышня или светская львица — в обоих случаях Татьяна безупречна и, безусловно, является для автора идеалом, что ещё полнее проясняет для нас его образ.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2322