Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 829
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 82 83 »

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей...» относится к любовной лирике и входит в так называемый «панаевский» цикл стихотворений Некрасова, посвящённых его возлюбленной Авдотье Яковлевне Панаевой.


Стихотворение «Вчерашний день...», судя по его краткости и эмоциональному накалу, родилось внезапно, будто творческое воображение Некрасова было поражено какой-то сильной ассоциацией. Возможно, эта ассоциация возникла на основе зрительного сходства: перечёркнутый цензором крест-накрест красными чернилами лист рукописи и иссечённая в кровь кнутом спина жертвы.


Стихотворение «Тройка» Некрасов написал в середине 1840-х годов, будучи уже известным журналистом, однако в поэзии он только начинал обретать свою самобытную поэтическую манеру. В эти годы ясно определились две характерные черты его поэзии: гражданская лирика, тяготеющая к простым стихотворным формам, разговорной речи, ориентированная на содержание, рассказ, сатиру, полемику; и поэзия о судьбе человека, в которой поэт с большой тревогой и сочувствием пишет о женской доле, о детях.


На рубеже 1830-1840-х годов в русской литературе происходит смена литературных эпох: после гибели Пушкина и Лермонтова русская поэзия вступает в новую пору развития, и на первый план в ней выходит поэзия Тютчева, Некрасова, Фета и большой группы новых поэтов. Конечно, эти изменения происходят не оттого, что новые поэты попросту заняли место своих великих предшественников, — пришло иное общественно-историческое время, нуждавшееся в своей поэзии.


Стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы...» представляет собой философское поэтическое рассуждение и поучение, обращённое к читателю и, конечно, к себе. Фет прибегает к распространённому в поэзии приёму риторического обращения, и в сочетании с философским содержанием это стихотворение по духу оказывается очень близко поэтической манере Тютчева.


Стихотворение «Вечер», написанное в середине XIX века, стало одним из самых показательных для поэтической манеры Фета и для определения его роли в русской поэзии. Образность стихотворения восходит непосредственно к пейзажной лирике Жуковского, в которой так подробно описывался окружающий мир природы. У Фета наступающий вечер по-разному «извещает» о своём приходе: криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, волной отдалённого гула над рощей, костром на другом берегу.


Стихотворение «На заре ты её не буди...» часто воспринимается не столько как поэтический текст, сколько как песенное музыкальное произведение, потому что его строки словно текут и переливаются друг в друга. Эта особенность стихотворения была сразу замечена композиторами, и вскоре Алексеем Егоровичем Варламовым был написан романс на текст произведения. Что же делает это стихотворение таким выразительным и мелодичным?


Афанасий Афанасьевич Фет как поэт сформировался уже в послепушкинскую пору. В его поэзии обнаруживается влияние предшественников и современников, прежде всего Жуковского, Пушкина и Тютчева.


Стихотворение «Фонтан» представляет собой образец философской лирики Тютчева, построено оно по принципу характерного для поэта сопоставления жизни природы и возможностей человека, как, к примеру, в стихотворении 1835 года «С поляны коршун поднялся...». Однако если в более раннем стихотворении поэт с горечью отмечал обделённость человека, его «бескрылость», то в «Фонтане» и сила воды, и полёт человеческой мысли уравниваются в своём бессилии перед законом земной жизни: любой дерзостный подъём, будь то насыщенная мощью упругая струя или озарение гения, ожидает неизбежный спад.


Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» написано 22 августа 1857 года. Точная датировка стихотворения представляет интерес, потому что этот факт приоткрывает для нас тайну поэзии Тютчева: самые первые изменения в природе немедленно находят отклик в чуткой душе поэта и обретают жизнь и бессмертие в слове. Тютчев создаёт поэтический текст как живописец, подбирающий основной цветовой фон картины, свет и тени, положение образов и её атмосферу. Поэтому поэт, описывая картину последних августовских дней, главное внимание уделяет выбору точных эпитетов: день «хрустальный», вечера «лучезарны».


1-10 11-20 21-30 ... 811-820 821-829