Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

Анализ творчества Пастернака: темы, произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960) - крупнейший русский поэт двадцатого столетия - начинает свой творческий путь еще до октябрьской революции, в десятых годах. Литературным дебютом Пастернака становится публикация его стихотворений в сборнике «Лирика» в 1913 году. Год спустя, в 1914, выходит первая книга молодого автора, названная им «Близнец в тучах». Но бесспорное признание и критики, и читателей Пастернак получил значительно позже, в 1922 году, с выходом в свет поэтического сборника «Сестра моя - жизнь». Написанная еще летом 1917 года, книга получила название по первой строчке одного из стихотворений («Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе / / Расшиблась весенним дождем обо всех...»).

В раннем творчестве Пастернака отчетливо обозначились ведущие темы его лирики: человек и мир неповторимо прекрасной природы; сложный мир человеческих отношений, зависящих от общественных потрясений и социальных катастроф; тема поэта, чувствующего свою избранность, но силою житейских и социальных обстоятельств вынужденного быть в общей «стае». Определились и основные особенности поэтики: метафоричность, философичность, живописность, музыкальность, невыделенность лирического героя, тяготение к импрессионизму, «прозрачность» стиха и другие.

В двадцатые годы Пастернак создает роман в стихах «Спекторский», поэмы о первой русской революции - «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт».

В предреволюционные годы Пастернак сближается с Маяковским и футуристами, что нашло отражение в его творчестве. После революции, в 1923 году, поэт ненадолго примкнул к (Левому Фронту Искусств) и опубликовал в их журнале поэму «Высокая болезнь» (1924), где он попытался выразить свое отношение к революции и свое понимание ее. «Высокая болезнь» - это поэзия, овладевшая душой лирического героя, и одновременно это «высокая болезнь» Ленина, поэта революции, стремящегося всю страну подчинить своей возвышенной мечте. Отношение к «великому перевороту» содержится в стихах, написанных к 10-летию Октября («К Октябрьской годовщине», 1927), революционная действительность в которых представлена не только непоэтичной, но и откровенно безобразной, а отношение поэта к будущему лишено оптимизма: «Какой еще заре зардеться при взгляде на такой разгром?».

Сотрудничество с ЛЕФом было недолговременным, Пастернака явно не устраивало то место в рабочем строю и в гуще масс, на которое его пытались определить. «ЛЕФ удручал и отталкивал меня своей избыточной советскостью», - писал поэт.

В 1923 году выходит книга стихов «Темы и вариации», а в 1934 - «Второе рождение».

Начало Великой Отечественной войны поэт встречает в Переделкино. Главной темой стихотворений, которые печатают журналы «Огонек» и «Красная новь», становится патриотическая тема. Стихи, созданные в эвакуации («Зима продолжается», «Ожившая фреся», «Победитель», «Весна» и другие), образуют замечательный лирический цикл, воссоздающий облик поэта-гуманиста и гражданина.

В 1943 году выходит сборник «На ранних берегах», после чего в творчестве Пастернака наступил вынужденный перерыв, который поэт заполнял переводом духовно близких ему великих мастеров прошлого: Шекспира, Верлена, Гете. Возникшая в это время потребность обращения к прозе объясняется стремлением в новой форме - «воплотить свое понимание времени и жизни».

Итогом творческих поисков становится роман «Доктор Живаго» (1945 - 1955), написанный в очень сложное для автора время (усиление политических репрессий, борьба с прогрессивными журналистами, гонения на драматические театры, начавшаяся травля самого поэта и т.д.). Запрещенный советской цензурой, роман заслужил международное признание, в 1958 году Пастернак получает Нобелевскую премию «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», от которой он вынужден был отказаться.

Главная тема романа - личность и история, они представлены у Пастернака как равновеликие и взаимосвязанные начала. Личность, самоопределяющаяся в философской, религиозной, поэтической и нравственной сферах, - вот что является объектом самого пристального исследования автора. Вынесенное в заглавие романа имя героя - Живаго - отсылает читателя романа к церковно-славянскому «Дух Бога Живаго». Цепочкой сложных ассоциаций странствия, поучения, страдания Христа связываются с судьбой героя Пастернака и определяют особенности сюжета и философскую концепцию романа.

Название последнего цикла стихотворений «Когда разгуляется», (1956 -1959) символично: это и отклик Пастернака на всплеск общественной активности в середине 50-х годов, и надежда на «прояснение» духовной и общественной атмосферы после XX съезда партии; это и мудрое понимание того, что все светлое и прекрасное еще впереди, оно состоится, только «когда разгуляется». А пока - и поэт, и страна - «на перепутье». И это рождает тревогу («Снег идет», 1957), а образы «зимы» и «метели» - центральные они - становятся символами фатального разъединения и отчуждения людей друг от друга («Вакханалия», 1957). Но душа уже живет ожиданием перемен, она - в преддверии поворота истории («За поворотом», 1958), и все уже дышит надеждой на то, что после «пронесшейся грозы» все в мире оживет и задышит, «как в раю», а содержанием новой жизни станут не войны и революции, а прекрасная гармоническая жизнь, одухотворенная творчеством:

Не потрясения и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чем-нибудь.

Пастернак не дожил до этого времени. Его любимый герой, поэт Живаго, в своем стихотворении «Гефсиманский сад», завершающем роман «Доктор Живаго», пишет: «Ко мне на суд, как баржи караваны, / / Столетья поплывут из темноты». В этих строках - ключ к оценке личности и творчества самого Пастернака, поэта, ставшего «вечности заложником у времени в плену», сумевшего соответствовать этому времени и своим поэтическим словом воздействовать на него.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
20
Рассказать друзьям:
Просмотров: 15759