Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

В категории материалов: 69
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Пьеса «Вишневый сад», завершившая творческую биогра­фию А.П. Чехова, была сыграна актерами Художественного театра 17 января 1904 года. Автора ждала новая волна успеха, и мало кто догадывался, каких усилий этот успех ему стоил.


Один из современников Чехова заметил, что по рассказам писателя можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей. Восемь тысяч персонажей — пред­ставителей разных слоев общества, разных возрастов, характе­ров, взглядов — дают нам представление о ней.


80-90-е годы XIX столетия для России были годами жесточайшего полицейского террора. «Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте»,— говорил один из героев рассказа Чехова «Человек в футляре».


Историко-социальный аспект конфликта «Вишнёвого сада» (1904) связан со сменой социальных укладов. Дворянское поместье переходит в руки купца-предпринимателя. Ситуация осложнена тем, что новым владельцем усадьбы становится внук крепостного поме­щиков Гаевых. На аукционе Лопахин пусть непреднамеренно и азар­тно, но все-таки принимает «хищное» решение.


Каждый из героев пьесы «Дядя Ваня» (1897) стремится к сча­стью, и каждый несчастлив. Сорокасемилетний Иван Петрович Войницкий, всю свою жизнь подчинивший служению известному про­фессору Серебрякову, теперь нуждается в счастье, но его запоздалая любовь к Елене Андреевне безнадежна. Доктор Астров талантлив, незауряден, любим женщинами, но он измотан мелкими дрязгами провинциальной жизни и потихоньку спивается.


В прозе Чехова тема прозрения часто связана с темой пути. В на­чале рассказа «Студент» (1894) голодный и продрогший студент духовной академии, Иван Великопольский, возвращается с охоты. Он раздражен резкой сменой весенней погоды («Запахло зимой») и в этот момент по-особому воспринимает время, связывая его с иде­ей дурной повторяемости.


Сахалинские впечатления отразились в художественном творчестве Чехова. «Палата № 6» (1892) — одно из самых его мрачных произ­ведений. В нем создан образ удручающей провинциальной россий­ской жизни. В повести, как уже отмечено в чеховедении, за парадок­сом следует парадокс.


Главные герои повести Чехова «Дуэль» — рефлектирующий фило­лог и деятельный ученый-естественник. Они придерживаются раз­ных убеждений, и столкновение между ними, казалось бы, неизбеж­но. Однако их идеологическая схватка невозможна: персонажи — всего лишь носители культурных штампов рубежа 1880—1890-х гг.


Литературным предшественником повести «Скучная история» (1889) явилась «Смерть Ивана Ильича» (1886) Л.Н.Толстого. В тол­стовской повести взгляд умирающего человека обращен исключи­тельно в прошлое. Герой Толстого, прозревая сущность жизни, по­нимает, как ему не надо было жить. У Чехова герой — старый чело­век, он, как и толстовский герой, стоит перед лицом смерти.


Сценка — небольшое произведение, умещающееся в одной-двух колонках журнальной или газетной страниц и представляющее со­бой «картинку с натуры», организующим центром которой был диа­лог. Сценка предполагала минимальную дистанцию между героем, рассказчиком и читателем: она рождалась из повседневных, хорошо известных городскому обывателю житейских ситуаций. Автор- журналист шел «от жизни, от увиденного, а не от литературы, не от прочитанного»


1-10 11-20 21-30 ... 51-60 61-69